УСПЕХИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАУК |
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТРИВИУМ *
В. И. А р н о л ь д
Уровень математической культуры падает; и студенты, и аспиранты, выпускаемые нашими вузами, включая механико-математический факультет МГУ, становятся не менее невежественными, чем профессора и преподаватели. В чём причина этого ненормального явления? В нормальных условиях студенты и аспиранты знают свою науку лучше профессоров, в соответствии с общим принципом распространения знаний: новое побеждает не потому, что старики его выучивают, а потому что приходят новые поколения, которые его знают.
Среди множества причин, вызвавших это ненормальное положение, я хочу выделить те, которые зависят от нас самих, чтобы попытаться исправить то, что в наших силах. Одна из таких причин,
Чем определяется уровень подготовки математика? Ни перечень курсов, ни их программы уровень не определяют. Единственный способ зафиксировать, чему мы действительно научили своих студентов это перечислить задачи, которые они должны уметь решать в результате обучения.
Речь идёт здесь не о каких-либо трудных задачах, а о тех простых вопросах, которые составляют строго необходимый минимум. Этих задач не обязательно должно быть много, но уметь решать их нужно требовать жестко. И. Е. Тамм рассказывал, что, когда он попал во время гражданской войны к махновцам, во время допроса он сказал, что учился на физико-математическом факультете. И он остался жив лишь благодаря тому, что сумел решить задачу из теории рядов, которая была ему тут же предложена, чтобы проверить, правду ли он говорит. Наши студенты должны быть готовы к таким испытаниям!
Во всем мире экзамен по математике это письменное решение задач. Письменный характер испытаний считается повсюду столь же обязательным признаком демократического общества, как выборы из нескольких кандидатов. Действительно, на устном экзамене студент полностью беззащитен. Мне случалось слышать, принимая экзамены на кафедре дифференциальных уравнений механико-математического факультета МГУ, экзаменаторов, которые топили за соседним столом студентов, дававших безукоризненные ответы (возможно, превосходящие уровень понимания преподавателя). Известны и такие случаи, когда топили нарочно (иногда от этого можно спасти, вовремя войдя в аудиторию).
Письменная работа это документ, и экзаменатор поневоле более объективен при её проверке (особенно, если, как это и должно бы быть, работа для проверяющего анонимна).
Есть ещё одно немаловажное преимущество письменных экзаменов: задачи остаются и могут быть опубликованы или сообщены студентам следующего курса для подготовки к своему экзамену. Кроме того, эти задачи сразу фиксируют и уровень курса, и уровень лектора, который их составил. Его сильные и слабые места сразу видны, специалисты сразу могут оценить преподавателя по тому, чему он хотел научить студентов и чему сумел научить их.
Между прочим, во Франции задачи общего для всей страны Concours général (примерно соответствующего нашей олимпиаде) составляются учителями, посылающими свои задачи в Париж, где из них отбираются лучшие и министерство получает объективные данные об уровне своих учителей, сравнивая,
Неудивительно, что наши дипломы не хотят признавать (думаю, что в дальнейшем это распространится и на дипломы по математике). Оценки, полученные на не оставляющих следов устных экзаменах, имеют не поддающийся объективному сравнению с чем бы то ни было, крайне расплывчатый и относительный вес, целиком зависящий от реального уровня преподавания и требований в данном вузе. При одних и тех же программах и отметках знания и умения дипломников могут отличаться (в понятном смысле) в десятки раз. К тому же устный экзамен куда легче сфальсифицировать (что случается и у нас, на механико-математическом факультете МГУ, где, как некогда сказал один незрячий преподаватель, приходится ставить хорошую отметку студенту «отвечающему очень близко к учебнику», который не может ответить ни на один вопрос).
Сущность и недостатки нашей системы математического образования прекрасно описал Р. Фейнман в своих воспоминаниях («Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман» глава о преподавании физики в Бразилии, русский перевод которой опубликован в Успехах физических наук, т.148, вып.3, 1986).
По словам Фейнмана, студенты эти ничего не понимают, но никогда не задают вопросов, делая вид, что понимают всё. А если
Итак, чтобы noложить конец припискам, нужно зафиксировать не список теорем, а набор задач, которые должны уметь решать студенты. Эти списки задач нужно ежегодно публиковать (думаю, список должен содержать задач по десять для каждого семестрового курса). Тогда мы увидим, чему мы реально учим студентов и насколько это удаётся. А для того, чтобы студенты научились применять свою науку, все экзамены нужно проводить только письменно.
Естественно, задачи от вуза к вузу и от года к году будут меняться. Тогда можно будет сравнивать уровень разных преподавателей и выпусков разных лет. Студент, которому для вычисления с десятипроцентной точностью среднего от сотой степени синуса требуется значительно больше пяти минут, не владеет математикой, даже если он занимался нестандартным анализом, универсальными алгебрами, супермногообразиями или теоремами вложения.
Составление эталонных задач трудоёмкая работа, но я думаю, её необходимо проделать. В качестве попытки я предлагаю ниже список из ста задач, составленных как математический минимум студента-физика. Эталонные задачи (в отличие от программ) не определены однозначно, и многие, вероятно, со мной не согласятся. Tем не менее я считаю, что начать фиксировать уровень математических требований при помощи письменных экзаменов и эталонных задач необходимо. Хочется надеяться, что в будущем студенты будут получать эталонные задачи по каждому курсу в начале каждого семестра, а начётнически-зубрильные устные экзамены уйдут в прошлое.
1. | Нарисовать график производной и график интеграла функции, заданной свободно начерченным графиком. | |||||||||||||||||||
2. | Найти предел
| |||||||||||||||||||
3. | Найти критические значения и критические точки отображения | |||||||||||||||||||
4. | Вычислить сотую производную функции
| |||||||||||||||||||
5. | Вычислить сотую производную функции
| |||||||||||||||||||
6. | Нарисовать на плоскости (x, y) кривую, заданную параметрически: | |||||||||||||||||||
7. | Сколько нормалей к эллипсу можно провести из данной точки плоскости? Исследовать область, в которой число нормалей максимально. | |||||||||||||||||||
8. | Сколько максимумов, минимумов и седел имеет функция | |||||||||||||||||||
9. | Всякий ли положительный многочлен от двух вещественных переменных достигает своей нижней грани на плоскости? | |||||||||||||||||||
10. | Исследовать асимптотики решений y уравнения | |||||||||||||||||||
11. | Исследовать сходимость интеграла
| |||||||||||||||||||
12. | Найти поток векторного поля r/r3 через поверхность | |||||||||||||||||||
13. | Вычислить с относительной погрешностью 5%
| |||||||||||||||||||
14. | Вычислить с относительной погрешностью не более 10%
| |||||||||||||||||||
15. | Вычислить с относительной погрешностью 10%
| |||||||||||||||||||
16. | Какую долю от объема пятимерного куба составляет объем вписанного в него шара? А от десятимерного? | |||||||||||||||||||
17. | Найти расстояние от центра тяжести однородного 100-мерного полушара радиуса 1 до центра шара с односительной погрешностью 10%. | |||||||||||||||||||
18. | Вычислить
| |||||||||||||||||||
19. | Исследовать ход лучей в плоской среде с показателем преломления | |||||||||||||||||||
20. | Найти производную решения уравнения | |||||||||||||||||||
21. | Найти производную решения уравнения | |||||||||||||||||||
22. | Исследовать границу области устойчивости (max Re lj < 0) в пространстве коэффициентов уравнения | |||||||||||||||||||
23. | Решить квазиоднородное уравнение
| |||||||||||||||||||
24. | Решить квазиоднородное уравнение | |||||||||||||||||||
25. | Может ли асимптотически устойчивое положение равновесия сделаться неустойчивым по Ляпунову при линеаризации? | |||||||||||||||||||
26. | Исследовать поведение при t ® +¥ решений систем
| |||||||||||||||||||
27. | Нарисовать образы решений уравнения | |||||||||||||||||||
28. | Нарисовать фазовый портрет и исследовать его изменение при изменении малого комплексного параметра e: | |||||||||||||||||||
29. | Заряд движется со скоростью 1 по плоскости под действием перепендикулярного ей сильного магнитного поля | |||||||||||||||||||
30. | Найти сумму индексов особых точек векторного поля | |||||||||||||||||||
31. | Найти индекс особой точки 0 векторного поля с компонентами | |||||||||||||||||||
32. | Найти индекс особой точки 0 векторного поля | |||||||||||||||||||
33. | Найти коэффициент зацепления фазовых траекторий уравнения малых колебаний | |||||||||||||||||||
34. | Исследовать особые точки кривой | |||||||||||||||||||
35. | Нарисовать геодезические на поверхности | |||||||||||||||||||
36. | Нарисовать эвольвенты кубической параболы | |||||||||||||||||||
37. | Доказать, что поверхности в евклидовом пространстве | |||||||||||||||||||
38. | Вычислить интеграл от гауссовой кривизны поверхности | |||||||||||||||||||
39. | Вычислить интеграл Гаусса
| |||||||||||||||||||
40. | Перенести параллельно направленный в Ленинграде (широта 60°) на север вектор с запада на восток вдоль замкнутой параллели. | |||||||||||||||||||
41. | Найти геодезическую кривизну прямой | |||||||||||||||||||
42. | Пересекаются ли в одной точке медианы треугольника на плоскости Лобачевского? А высоты? | |||||||||||||||||||
43. | Найти числа Бетти поверхности | |||||||||||||||||||
44. | Найти числа Бетти поверхности | |||||||||||||||||||
45. | Найти индекс самопересечения поверхности | |||||||||||||||||||
46. | Отобразить конформно внутренность единичного круга на первый квадрант. | |||||||||||||||||||
47. | Отобразить конформно внешность круга на внешность данного эллипса. | |||||||||||||||||||
48. | Отобразить конформно полуплоскость без перпендикулярного ее краю отрезка на полуплоскость. | |||||||||||||||||||
49. | Вычислить
| |||||||||||||||||||
50. | Вычислить
| |||||||||||||||||||
51. | Вычислить интеграл
| |||||||||||||||||||
52. | Вычислить первый член асимптотики при
| |||||||||||||||||||
53. | Исследовать особые точки дифференциальной формы | |||||||||||||||||||
54. | ||||||||||||||||||||
55. | Исследовать топологически риманову поверхность функции | |||||||||||||||||||
56. | Сколько ручек имеет риманова поверхность функции | |||||||||||||||||||
57. | Найти размерность пространства решений задачи
| |||||||||||||||||||
58. | Найти размерность пространства решений задачи
| |||||||||||||||||||
59. | Исследовать существование и единственность решения задачи
| |||||||||||||||||||
60. | Существует ли и единственно ли решение задачи Коши
| |||||||||||||||||||
61. | При каком наибольшем t решение задачи
| |||||||||||||||||||
62. | Найти все решения уравнения
| |||||||||||||||||||
63. | Существует ли решение задачи Коши
| |||||||||||||||||||
64. | Имеет ли задача Коши | |||||||||||||||||||
65. | Найти среднее значение функции | |||||||||||||||||||
66. | Решить задачу Дирихле
| |||||||||||||||||||
67. | Какова размерность пространства непрерывных при
| |||||||||||||||||||
68. | Найти
| |||||||||||||||||||
69. | Доказать, что телесный угол, опирающийся на заданный замкнутый контур, гармоническая вне контура функция вершины угла. | |||||||||||||||||||
70. | Вычислить среднее значение телесного угла, под которым виден круг | |||||||||||||||||||
71. | Вычислить плотность заряда на проводящей границе полости | |||||||||||||||||||
72. | Вычислить в первом приближении по e влияние сжатия Земли | |||||||||||||||||||
73. | Найти (в первом приближении по e) влияние несовершенства почти сферического конденсатора | |||||||||||||||||||
74. | Нарисовать график
| |||||||||||||||||||
75. | Вследствие годовых колебаний температуры земля в городе N промерзает на глубину | |||||||||||||||||||
76. | Исследовать поведение при
| |||||||||||||||||||
77. | Найти собственные числа оператора Лапласа | |||||||||||||||||||
78. | Решить задачу Коши
| |||||||||||||||||||
79. | Сколько решений имеет краевая задача
| |||||||||||||||||||
80. | Решить уравнение
| |||||||||||||||||||
81. | Найти функцию Грина оператора
| |||||||||||||||||||
82. | При каких значениях скорости c уравнение | |||||||||||||||||||
83. | Найти решения уравнения | |||||||||||||||||||
84. | Найти число положительных и отрицательных квадратов в нормальной форме квадратичных форм
| |||||||||||||||||||
85. | Найти длины главных осей эллипсоида
| |||||||||||||||||||
86. | Через центр куба (тетраэдра, икосаэдра) провести прямую так, чтобы сумма квадратов расстояний до вершин была: | |||||||||||||||||||
87. | Найти производные длин полуосей эллипсоида | |||||||||||||||||||
88. | Какие фигуры могут получиться при пересечении бесконечномерного куба | |||||||||||||||||||
89. | Вычислить сумму векторных произведений | |||||||||||||||||||
90. | Вычислить сумму коммутаторов матриц | |||||||||||||||||||
91. | Найти жорданову нормальную форму оператора ed/dt в пространстве квазимногочленов | |||||||||||||||||||
92. | Найти порядки подгрупп группы вращений куба и ее нормальные делители. | |||||||||||||||||||
93. | Разложить пространство функций, заданных в вершинах куба, на инвариантные подпространства, неприводимые относительно группы | |||||||||||||||||||
94. | Разложить пятимерное вещественное линейное пространство на неприводимые инвариантные подпространства группы, порожденной циклической перестановкой базисных векторов. | |||||||||||||||||||
95. | Разложить пространство однородных многочленов пятой степени от | |||||||||||||||||||
96. | Каждый из 3600 абонентов телефонной станции вызывает ее в среднем раз в час. Какова вероятность того, что в данную секунду поступит 5 или более вызовов? Оценить средний промежуток времени между такими секундами | |||||||||||||||||||
97. | Частица, блуждающая по целым точкам полуоси | |||||||||||||||||||
98. | Каждый из участников игры в очко на пальцах, стоящих по кругу, выбрасывает несколько пальцев правой руки, после чего для определения победителя суммарное число выкинутых пальцев отсчитывается по кругу от водящего. При каком числе участников N вероятность выигрыша хотя бы одного из подходящих | |||||||||||||||||||
99. | Один из игроков прячет монету в 10 или 20 копеек, а другой отгадывает. Отгадавший получает монету, не отгадавший платит 15 копеек. Честная ли это игра? Каковы оптимальные смешанные стратегии обоих участников? | |||||||||||||||||||
100. | Найти математическое ожидание площади проекции куба с ребром 1 на плоскость при изотропно распределенном случайном направлении проектирования. |
УСПЕХИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАУК |
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТРИВИУМ II **
В. И. А р н о л ь д
Кажется почти чудом, что современные методы обучения еще не совсем удушили святую любознательность. А.Эйнштейн |
Призыв сделать экзамены по математике письменными из «Математического тривиума» [1] вызвал многочисленные отклики с критикой и устных, и письменных экзаменов как из России, так и из других стран Европы и Америки. Авторы многих писем из России считают, что в среднем преподаватели умеют решать треть задач тривиума. На этом основании они полагают, что задачи тривиума слишком трудны. Вероятно, это следует сопоставить с тем фактом, что в СССР около 40% заведующих математическими кафедрами не имели математического образования. Вероятно, положение будет ухудшаться и далее.
В нескольких ВУЗах были испробованы письменные экзамены по различным математическим предметам, так что можно подвести некоторые итоги. Большинство участвовавших преподавателей считает, что принимать письменные экзамены легче, чем устные. Как это ни удивительно, списывание менее опасно, чем можно было бы ожидать, так как оно легко обнаруживается (списываются в основном неверные решения). Увеличение числа неудовлетворительных оценок (за счёт выявления студентов, которые ничему не научились) вряд ли следует считать недостатком письменного экзамена.
Наиболее частые нарекания вызывает подбор задач экзамена. Здесь иногда случаются странные вещи (выявление которых, впрочем, тоже полезно: личность составителя и местные традиции ярко проявляются в характере и самих формулировках задач).
Например, в официальном общеамериканском письменном экзамене (название которого состоит из трёх букв, которые я забыл) в 1992 г. имелась такая
«Что более всего похоже на соотношение между углом и градусом из нижеперечисленного:
1) время и минута,
2) молоко и кварта,
3) площадь и квадратный дюйм, ... (ещё 3 пары).»
«Правильный» ответ площадь и квадратный дюйм. Мотивировка: градус есть наименьшая единица измерения углов, квадратный дюйм площадей, а, например, минута делится ещё и на секунды.
Для нас, конечно, этот ответ звучит дико. Но американские учёные, которых я тестировал, почти всегда дают именно этот «правильный» ответ. Я долго не мог понять, в чём тут дело, пока один известный американский физик не объяснил мне свой правильный ответ так: «Дело в том, что я правильно представляю себе степень идиотизма составителей этих задач».
Надеюсь, что сегодня такие задачи нашим экзаменуемым ещё не угрожают. Но наблюдающиеся попытки «американизации» обучения (начиная с начальной и средней школы) могут со временем к этому привести. Конечно, я против такой американизации и не призывал к ней
Европейские традиции математических экзаменов, разные в разных странах, тоже поучительны. В некоторых случаях университетские экзамены вырождаются в изощрённую систему казуистики, подобную применяемой (или применявшейся?) у нас на вступительных экзаменах и зафиксированной в печально известных сборниках задач (начиная с Новоселова
Литлвуд в «Математической смеси» указывает, что до некоторого момента именно таковы были и университетские экзамены в Англии. Мне кажется, некоторые из приведённых ниже образцов европейских экзаменационных задач также способны вызвать сочуствие к несчастным студентам, вынужденным проходить через подобные математические пытки. «Что отличает эти схоластические культуры это то, что они отводят ум от всего утончённого, окружая почётом лишь те ребяческие ухищрения, на которые потрачена вся жизнь и на которые смотрят как на естественное занятие людей профессионально степенных» (Ренан).
Опасность скатиться к «ребяческим ухищрениям» есть и у нас, и я призываю составителей экзаменационных задач делать их содержательными, лёгкими, красивыми, поучительными и интересными.
Для меня явилось неожиданностью обилие в экзаменационных упражнениях европейских университетов вопросов, ответы на которые можно прямо списать из учебника. Вероятно, они допустимы, когда экзамен проводится под надзором полиции (как во Франции), но не в наших условиях. Интересно также, что в английской системе оценка работы студента не только растёт с улучшением её качества, но и падает с улучшением качества работ его товарищей-соперников. Возможно, этот соревновательный характер экзамена и препятствует списыванию, но видеть его у нас
Письменный экзамен по курсу обыкновенных дифференциальных уравнений на механико-математическом факультете МГУ впервые проводился весной 1991 г. На приведённые ниже задачи было отведено два часа. Проверка (10-15 работ на преподавателя) заняла час, после чего результаты объявлялись студентам. Ещё час студенты смотрели свои работы и анализировали ошибки (с помощью преподавателей). Эта часть экзамена была добровольной, но почти все студенты захотели обсудить свои работы с преподавателями.
Критерии оценок уточнялись после упорядочения работ, но в общем оказывались примерно такими: удовлетворительно более одной верно решённой задачи, хорошо более двух, отлично более трёх.
Когда через несколько дней такой же экзамен проводился в другой группе, все задачи полностью заменялись. Чтобы была видна степень сходства вариантов одного дня и степень различия заданий последующих дней, ниже приведены варианты всех дней. Они составлены с учётом того, что студенты, экзаменующиеся позже, знали задачи предыдущих дней (что само по себе для студентов неплохо, но требует дополнительных усилий от составителя). Составлять задачи было бы легче, если бы весь курс (поток) сдавал экзамен одновременно, но это по техническим причинам не удалось организовать.
Экзамен по дифференциальным уравнения,
механико-математический факультет МГУ, 1991 г.
Первый день | |||||||||||||
Один из 6 вариантов. | |||||||||||||
1. | Найти образ вектора | ||||||||||||
2. | В каких координатах разделяются переменные в уравнении
| ||||||||||||
3. | Имеет ли задача Коши
| ||||||||||||
4. | Устойчиво ли по Ляпунову решение системы
| ||||||||||||
Второй день | |||||||||||||
Дана система (6 вариантов):
| |||||||||||||
1. | Найти положения равновесия и исследовать их устойчивость. | ||||||||||||
2. | Все ли решения системы продолжаются неограниченно? | ||||||||||||
3. | Сколько ненулевых решений, для которых | ||||||||||||
4. | Найти производную решения с начальным условием | ||||||||||||
Третий день | |||||||||||||
Дана система (6 вариантов):
| |||||||||||||
1. | и 2. как в предыдущий день. | ||||||||||||
3. | Найти диффеоморфизм плоскости, выпрямляющий поле направлений фазовых кривых в окрестности точки | ||||||||||||
4. | Найти все непрерывные на всей плоскости первые интегралы, совпадающие с y на оси y. | ||||||||||||
Четвёртый день | |||||||||||||
Дана система (6 вариантов):
| |||||||||||||
1. | как в предыдущие дни. | ||||||||||||
2. | Найти все начальные условия, для которые решения продолжаются неограниченно вперёд. | ||||||||||||
3. | Найти образ вектора | ||||||||||||
4. | Найти все первые интегралы, непрерывные в окрестности точки | ||||||||||||
Пятый день | |||||||||||||
Рассматривается задача (один из 6 вариантов):
| |||||||||||||
1. | Имеет ли задача определённое на всей плоскости неограниченное решение? | ||||||||||||
2. | Ограничена ли величина u на характеристиках? | ||||||||||||
3. | Все ли характеристики пересекают поверхность | ||||||||||||
4. | Имеет ли уравнение характеристик первый интеграл, производная которого по u в начале координат равна 1? Найти производную этой производной по u вдоль характеристического вектора. | ||||||||||||
Шестой день | |||||||||||||
Дано уравнение (6 вариантов):
| |||||||||||||
1. | Продолжается ли решение с начальным условием | ||||||||||||
2. | Ограничена ли третья производная по a при | ||||||||||||
3. | Вычислить значение этой производной при | ||||||||||||
4. | Вычислить десятую производную решения с начальным условием | ||||||||||||
Седьмой день | |||||||||||||
Дано уравнение (6 вариантов):
| |||||||||||||
1. | Найти третью производную решения с начальным условием | ||||||||||||
2. | Продолжается ли это уравнение на всю ось t? | ||||||||||||
3. | Имеет ли уравнение неограниченные решения? | ||||||||||||
4. | Найти число асимптотически устойчивых периодических решений уравнения. |
Ниже приведены экзаменационные задачи для студентов первого и третьего курсов различных европейский университетов:
[Всё скипнуто, т.к. скучно и занудно. Интересующихся милости просим к DjVu-версии. E.G.A. ]
Ниже приведены задачи экзаменов 1992 г. по дифференциальным уравнения на механико-математическом факультете МГУ.
1. | Рассмотрим линейное уравнение
a) (2 балла) Укажите все значения параметров a, a, A, при которых теорема существования и единственности гарантирует однозначную разрешимость задачи Коши для дифференциального уравнения b) (1 балл) Какова область определения непродолжаемого решения начальной задачи (1)-(2) в случае c) (1 балл) Представьте начальную задачу (1)-(2) в форме задачи Коши для нормальной линейной системы дифференциальных уравнений. | ||||||||||
2. | Обозначим через (3) линейное однородное уравнение, соответствующее неоднородному уравнению (1) при значении
a) (1 балл) Укажите явно интервал I и докажите, что b) (1 балл) Получите выражение для определителя Вронского решений c) (2 балла) Запишите решение задачи Коши для уравнения (3) с начальными условиями | ||||||||||
3. | (3 балла) Имеется ли во множестве всех действительных решений уравнения
| ||||||||||
4. | (5 баллов) Вычислите основную матрицу
| ||||||||||
5. | (4 балла) Пусть |
1. | (3 балла) Известно, что функция
| |||||
2. | Может ли уравнение
| |||||
3. | При каких (действительных) значениях параметра a тривиальное решение системы дифференциальных уравнений
a) (1 балл) асимптотически устойчивым? b) (2 балла) устойчивым по Ляпунову, но не асимптотически устойчивым? c) (1 балл) неустойчивым? | |||||
4. | Рассматривается фазовый портрет урaвнения a) (1 балл) Определите тип фазового портрета этого уравнения при каждом (действительном) значении параметра d. b) (2 балла) Нарисуйте фазовые портреты указанного уравнения при c) (1 балл) Для исследуемого уравнения при | |||||
5. | a) (1 балл) Сформулируйте теорему о дифференцируемости решений системы дифференциальных уравнений по параметру.
|
1. | При каких постоянных a и b все решения системы
| |||||||
2. | a) Дать определение устойчивости по Ляпунову.
c) Устойчиво ли это решение? | |||||||
3. | Для уравнения | |||||||
4. | Найти производную по параметру m при
| |||||||
5. | a) Сформулировать теорему о существовании решения задачи Коши для квазилинейного уравнения с частными производными.
|
* | В.И.Арнольд. Математический тривиум // УМН, 1991, т. 46, № 1, с. 225232. назад к тексту |
** | В.И.Арнольд. Математический тривиум-II // УМН, 1993, т. 48, № 1, с. 211222. назад к тексту |