Лекции лауреатов Демидовской премии (19932004). Екатеринбург: издательство Уральского университета, 2006. 520 с. |
СОДЕРЖАНИЕ | |
Введение | 7 |
1993 год | |
С. В. Вонсовский. Полярная и | 11 |
Н. К. Кочетков. Исследование в области полисахаридов | 18 |
Б. В. Чесноков. От минералогии горелых отвалов к концепции симметрийного единства царства кристаллов | 29 |
В. Л. Янин. Некоторые размышления о путях развития науки | 42 |
1994 год | |
A. А. Баев. Мир познание личность | 50 |
Б. В. Раушенбах. Поиск решения в задачах математического характера | 59 |
Н. И. Толстой. Церковнославянский и русский: их соотношение и симбиоз | 72 |
1995 год | |
Н. Н. Покровский. О некоторых важных принципах издания документов XX века | 88 |
Г. А. Толстяков. От металлокомплексного катализа к многостадийному синтезу | 102 |
1996 год | |
Г. С. Голицын. Методические основы теории турбулентности и морского волнения | 122 |
Н. Н. Красовский. Взгляд и нечто | 138 |
B. Е. Соколов. Биосферные заповедники: цели и проблемы | 165 |
Е. П. Челышев. Среди звёзд первой величины | 179 |
1997 год | |
Н. А. Ватолин. Структурные исследования металлических расплавов | 199 |
А. А. Зализняк. Берестяные грамоты бесценный источник сведений о Древней Руси и её языке | 214 |
А. Н. Скринский. Физика высоких энергий и ИЯФ | 238 |
1998 год | |
A. А. Гончар. Рациональные аппроксимации аналитических функций | 249 |
B. В. Седов. Этногенез ранних славян | 263 |
Н. П. Юшкин. Минеральный организмобиоз. Концепция жизни углеводородной кристаллизации | 275 |
1999 год | |
Ж. И. Алферов. История и будущее полупроводниковых гетероструктур | 304 |
Н. Л. Добрецов. Науки о Земле на рубеже веков | 335 |
В. А. Тартаковский. Новая стратегия применения нитросоединений в органическом синтезе и новые принципы конструирования стабильных азоткислородных систем | 346 |
2000 год | |
Т. И. Заславская. Современный трансформационный процесс в России | 360 |
В. П. Маслов. Квантование термодинамики | 374 |
Р. В. Петров. Урал от идеи до лекарства | 395 |
Интервью с Семихатовым Н. А. | 402 |
2001 год | |
В. А. Кабанов. От синтетических полиэлектролитов к полимер-субъединичным вакцинам | 412 |
2002 год | |
В. Н. Кудрявцев. Актуальная проблема российской юстиции | 448 |
Г. А. Месяц. Новые достижения импульсной энергетики и электроники | 459 |
В. С. Савельев. Российская хирургия: история, традиции, достижения | 465 |
Л. Д. Фаддеев. Калибровочная теория взаимодействия элементарных частиц | 474 |
2003 год | |
О. А. Богатиков. Исследование «спящих» вулканов | 483 |
Б. В. Литвинов. О ядерно-взрывных и близких к этому направлению технологиях | 497 |
2004 год | |
В. Н. Большаков. Изучение и сохранение биологического разнообразия животных горных регионов | 511 |
Честь и хвала тому, кто употребляет избыток своего достояния на оживление полезных трудов, на усовершенствование отечественной словесности, на доставление пособий тем, которые посвящают себя постоянным усилиям и скромной славе учёности. |
|
1993 год | ||
Вонсовский Сергей Васильевич | Физика | |
Карпов Анатолий Васильевич | Экономика | |
Кочетков Николай Константинович | Химия | |
Чесноков Борис Валентинович | Геология | |
Янин Валентин Лаврентьевич | История | |
1994 год | ||
Баев Александр Александрович | Биология | |
Кропоткин Петр Николаевич | Геология | |
Раушенбах Борис Викторович | Механика | |
Толстой Никита Ильич | Филология | |
1995 год | ||
Гапонов-Грехов Андрей Викторович | Физика | |
Магницкий Владимир Александрович | Геофизика | |
Покровский Николай Николаевич | История | |
Толстиков Генрих Александрович | Химия | |
1996 год | ||
Голицын Георгий Сергеевич | Науки о Земле | |
Красовский Николай Николаевич | Математика и механика | |
Соколов Владимир Евгеньевич | Биология | |
Челышев Евгений Петрович | Филология | |
1997 год | ||
Ватолин Николай Анатольевич | Химия | |
Зализняк Андрей Анатольевич | Языкознание | |
Лаверов Николай Павлович | Науки о Земле | |
Скринский Александр Николаевич | Физика | |
1998 год | ||
Газенко Олег Георгиевич | Биология | |
Гончар Андрей Александрович | Математика | |
Седов Валентин Васильевич | История | |
Юшкин Николай Павлович | Науки о Земле | |
1999 год | ||
Алферов Жорес Иванович | Физика | |
Добрецов Николай Леонтьевич | Науки о Земле | |
Тартаковский Владимир Александрович | Химия | |
2000 год | ||
Заславская Татьяна Ивановна | Экономика и социология | |
Маслов Виктор Павлович | Математика | |
Петров Рэм Викторович | Науки о жизни | |
Семихатов Николай Александрович | Механика и теория управления | |
2001 год | ||
Грамберг Игорь Сергеевич | Науки о Земле | |
Кабанов Виктор Александрович | Химия | |
Прохоров Александр Михайлович | Физика | |
2002 год | ||
Кудрявцев Владимир Николаевич | Правоведение | |
Месяц Геннадий Андреевич | Физика | |
Савельев Виктор Сергеевич | Медицина | |
Фаддеев Людвиг Дмитриевич | Математика | |
2003 год | ||
Белецкая Ирина Петровна | Химия | |
Богатиков Олег Алексеевич | Науки о Земле | |
Литвинов Борис Васильевич | Физика | |
2004 год | ||
Большаков Владимир Николаевич | Биология | |
Деревянко Анатолий Пантелеевич | История и археология | |
Марчук Гурий Иванович | Математика |
Процесс поиска решения в задачах логического характера, например при исследовании некоторой математической проблемы, давно привлекает внимание учёных. Изучение этой стороны деятельности человеческой психики находится ещё в самой начальной стадии, стадии накопления результатов наблюдений. В силу специфики предмета изучения это накопление происходит главным образом путем самонаблюдения тех, кому приходится иметь дело с задачами математического характера.
Настоящие заметки относятся к такой категории самонаблюдений, и это придаёт им известную специфичность. В отличие от обычных статей научного содержания с их строгой, лишённой эмоциональности манерой изложения, здесь очень часто будет использоваться местоимение «Я», а поясняющие примеры и комментарии к ним будут эмоционально окрашены. Хочется надеяться, что эти особенности манеры изложения не слишком будут мешать читателю.
Реальное существование двух названных типов познания хорошо иллюстрируется существованием так называемых точных наук и, например, искусствознания. Отличие их друг от друга не сводится только к тому, что у них разные области интересов и что в них используются различные методы исследования. Более существенным является, возможно, то, что они радикально отличаются самим способом мышления. Это отличие настолько велико, что, образно говоря, представители этих двух групп пользуются двумя различными видами русского языка. Настолько различными, что они нередко не в состоянии понимать друг друга. Это утверждение может быть проиллюстрировано рядом примеров, которые помогут понять, какой смысл в него вкладывается.
В своё время я написал несколько книг по изобразительному искусству, в которых обсуждались различные типы пространственных построений в картинах. Хотя основные идеи, излагавшиеся в книгах, имели математическую основу, я сделал попытку написать всё предельно просто, «без формул», чтобы книги были доступны искусствоведам, художникам и просто любителям изобразительного искусства. И это удалось сделать. Однако книги были написаны языком точных наук, другого я просто не знаю. Хотя ни одного слова, характерного 59 для точных наук, там и не использовалось, само построение текста было типичным для этих наук. Аргументация создавалась по правилам логики последующие утверждения строились исходя из предшествующих, из некоторого логически обоснованного утверждения делались логические же следствия и книга в целом составила в конечном итоге некоторое логическое единство.
Уже первая книга была встречена с интересом, и меня, естественно, волновало мнение читателей о ней. Я был несколько смущён и расстроен почти единодушным мнением искусствоведов и художников, говоривших о том, что книга очень трудна для понимания. Получалось, что моё стремление писать предельно просто не достигло цели. Но глубинная суть этой трудности понимания книги стала мне ясной после разговора с одним художником, который говорил о книге в самых восторженных выражениях. На мой естественный вопрос о том, что же ему особенно понравилось, художник с энтузиазмом стал излагать свои мысли и впечатления. Через пару минут мне стало понятно, что,
С другой стороны, до меня стали доходить мнения любителей изобразительного искусства, по профессии инженеров, физиков
В каком-то отношении рассуждения этого инженера были мне близки. Меня тоже угнетало многословие общепризнанных искусствоведческих работ. Мне казалось, что это утомительное многословие не соответствует заключённому в них содержанию. По контрасту с предельно сжатой манерой изложения в работах по математике здесь виделось
Этот эффект взаимного непонимания становится совершенно понятным, если предположить, что две категории читателей, которые условно назывались искусствоведами и инженерами, привыкли мыслить
При таком подходе становится понятным и искусствоведческое многословие. Широко известно утверждение «мысль изречённая есть ложь», которое, однако, совершенно неверно применительно к точным наукам. Здесь (например, в математике) изречённая мысль полностью соответствует тому, что мыслил человек (например: «сумма углов треугольника равна двум прямым»). Другое дело, когда человек пытается передать
Приведённые примеры иллюстрируют утверждение, сделанное выше, что существует два типа знания логическое и внелогическое, которому соответствуют два типа мышления. Привыкший к чёткой логике будет плохо понимать «туманные» рассуждения искусствоведа, а последнему будет трудно уследить за мыслью, бегущей по длинной цепочке логических ходов. Так что взаимное непонимание становится
Конечно, все приведённые выше соображения и примеры имели единственной целью показать реальное существование двух разных типов мышления. Поэтому изложение проблемы было сознательно упрощено. На самом деле каждый человек обладает обоими типами мышления и искусствоведу вполне свойственны элементы логических умозаключений. В реальной жизни отличие между двумя типами знания заключается в том, что в некоторых случаях доминирует логическая компонента, а в других образная. Есть, конечно, и небольшое количество людей, одинаково владеющих обоими типами мышления. Для последующего этих констатаций достаточно.
Рассмотрим, чем отличается логическое познание от внелогического. В качестве областей человеческой деятельности, из которых будут браться поясняющие примеры, возьмём математику и изобразительное искусство. Математика это почти чистая логика, а изобразительное искусство выбрано по той причине, что примерно 90% информации о внешнем мире человек получает при помощи зрения.
Прежде чем идти дальше, уместно сделать одно маленькое замечание. Внелогическое знание используется не только в искусствознании, оно характерно и для дисциплин описательного типа: географии, этнографии, анатомии, в которых целое разлагается на элементы ради более полного описания целого. Этот тип описательного внелогического знания здесь рассматриваться не будет, ниже рассмотрение будет ограничено лишь тем типом внелогического знания, который можно назвать образным и который характерен для искусствознания. Это делается потому, что для последующего большое значение будет иметь понятие «красоты», которое, конечно, теснее всего связано с искусством. 62
Важно обратить внимание на то, что полное представление о предмете возникает лишь после того, как построена вся «сеть», начальные шаги построения которой показаны на рассмотренной схеме. Так, полное представление о геометрии можно получить лишь после многомесячного изучения всех её теорем и их взаимосвязанности. Следовательно, понимание целого есть итог нередко утомительного логического постижения его элементов. Короче говоря постижение целого есть итог постижения его элементов, целое стоит в конце, а не в начале процесса.
Совершенно иначе происходит процесс познания, если оно основывается на внелогическом его варианте. Представим себе человека, подошедшего к картине, закрытой занавесом. Как только последний будет отдернут, человек увидит картину всю сразу и, что очень важно, сразу поймет её (речь здесь идёт, конечно, об обычной реалистической живописи). Для того чтобы постигнуть изображение, совершенно не нужно предварительное многомесячное изучение элементов живописного произведения. Это вовсе не означает, что такое изучение вообще излишне. Поняв целое сразу, человек начинает изучать элементы изображения (линия, тон, цвет
Из приведённых примеров следует, что логическое и внелогическое познание в некотором смысле прямо противоположны. Первое идёт от элементов к целому (строит целое из создаваемых элементов), а второе от целого к элементам (разлагает целое на элементы). Конечно, в этом схематическом описании дана лишь упрощённая картина работы человеческого мозга, на самом деле оба эти типа познания идут рука об руку, и человек в своей реальной жизни успешно использует преимущества каждого из них. Однако последнее вовсе не означает, что не может существовать людей с доминированием у одних логического, у других внелогического типов познания. Тогда возникает ситуация, о которой говорилось выше взаимное непонимание.
Рассмотрим теперь ещё один специальный случай внелогического познания. Предположим, что в приведённом несколько выше случае после того как занавес был отдёрнут и человек увидел картину, он ничего не понял. Например, увиденное оказалось картиной одного из 63 наиболее непонятных вариантов абстрактной живописи. Если человек убеждён, что в картине
По сути, аналогичной способностью наводить в хаосе порядок является способность человека с некоторой фантазией видеть в бесформенной массе облаков всадников, человеческие лица или
В описанных случаях внелогическому познанию помогало то, что оно обладает способностью видеть красоту. Само понятие красоты является, конечно, внелогическим. Именно знание (конечно, интуитивное), что такое красота, позволяло внелогическому познанию создавать подходящие («красивые») комбинации из наличных элементов. Как видно, это некоторое подобие логического познания из элементов строить целое, но только подобие. Логика, прежде чем создавать целое из элементов, предварительно строит последние (прежде чем совокупность теорем создаст науку «геометрия», эти теоремы надо доказать, они не даны нам изначально). Внелогическое чувство красоты выбирает и комбинирует изначально заданное, здесь ни один из элементов искомого целого не создаётся заново работой ума.
Описывая процесс рождения некоторого нового результата (в математике доказательства новой существенной теоремы, в физике получение математического описания и истолкования некоторого ранее непонятного явления
Процесс, о котором идёт речь, начинается обычно с возникновением интереса к
Следующей стадией является начало работы. На стол кладётся стопка чистой бумаги и кажется, что можно прямо «с ходу», начисто начать писать решение и через
Теперь делаются попытки изменить направление решения, искать его на других путях. Число исписанных листков бумаги неудержимо растёт, однако движение идёт, образно выражаясь, не вперёд, к цели, а в различных боковых направлениях. Фронт работы становится всё шире и шире без заметного продвижения к цели. Наконец, иногда после многомесячной работы возникает ощущение невозможности решить задачу. Раньше в этот момент опускались руки, и душу охватывало чувство своеобразного отчаяния. Сейчас я знаю, что в большинстве случаев я нахожусь
Когда такое со мной случилось впервые, то я забросил работу, сделав вывод, что поставленная мною проблема не имеет решения (или я не в состоянии его найти). Каково же было моё изумление, когда 65 через известное время после того как я бросил и почти забыл эту работу, вообще перестал думать о волновавшей меня недавно проблеме, я это решение как бы увидел сразу в своеобразном «озарении» в абсолютно неподходящем месте. Замечательным было и то, что я ни о заброшенной проблеме, ни о
В двух рассказанных случаях есть и различие, и нечто общее. В первом случае трудность была в нахождении математического доказательства некоторого утверждения, во втором в осмыслении полученного доказательства. Общим в обоих случаях было то, что можно назвать поиском гармонии. В первом надо было найти гармоническое звено в казалось бы бесформенной массе выкладок, во втором внести её в окончательный результат.
Возвращаясь после описания двух характерных случаев из своей практики к обсуждению стадий научного исследования, остаётся сказать, что после описанных «озарений» наступает последняя стадия, когда рассматриваемая проблема сравнительно просто поддаётся математическому описанию и искомый логический результат оказывается записанным в окончательном виде.
Конечно, бывают и такие случаи, в которых момента озарения не наступает, и соответствующие задачи, скорее всего, действительно не имеют решения.
Выше говорилось о в известном смысле противоположном характере логической и внелогической частей сознания человека, приводились примеры взаимного непонимания людей, у которых доминируют разные типы сознания, и всё это могло создать впечатление, что мозг человека работает либо опираясь на логику, либо на образное мышление. Нет ничего ошибочней такого представления, мозг всегда работает как единое целое. Даже у человека, думающего, что он занят чистой логикой, например доказательством трудной математической теоремы, одновременно «задействована» и внелогическая часть сознания.
Поясню сказанное примером из личного опыта.
Сказанное свидетельствует, что и там, где, казалось бы, царствует равнодушно-нейтральная логика, может возникнуть чувство красоты. И это подтверждается не только красотой некоторых математических теорем и доказательств, но и, например, красотой столь же логически обусловленных шахматных игр. Широко известно, что шахматисты нередко говорят о «красивой партии». Но восприятие красоты (да и само это понятие) есть результат работы внелогической части нашего сознания. Выходит, когда я незаметно для себя погрузился в чтение тома математического анализа, у меня всё время работала (и даже стимулировала продолжение чтения) внелогическая часть сознания.
Исходя из факта одновременной и согласованной работы обеих частей сознания при решении трудных логических задач, полезно вернуться к описанным выше стадиям нахождения логического результата и попытаться выявить роль внелогической компоненты в этих стадиях.
Уже в начальной стадии возникновения интереса к новой проблеме известную, возможно, в некоторых случаях даже определяющую, роль играет внелогическое ощущение красоты результата, который (если это удастся) можно получить. Ожидание не только значительности, но главное красоты (во многих случаях это совпадает значительный результат, как правило, красив), может оказаться решающим импульсом, толкающим за письменный стол.
В следующей стадии начала и разворота работ присутствие внелогической составляющей почти всегда незаметно, тут безраздельно царствует логика. Это можно видеть и тогда, когда процесс поиска привёл к лавинообразному нарастанию числа безрезультатно исписанных листов черновиков. Интенсивная работа логической части сознания вовсе не означает полного бездействия внелогической. Образно говоря, можно утверждать, что внелогическая часть с сочувствием наблюдает мучения своей логической сестры.
Наконец, наступает момент, когда логическая часть сознания поднимает руки, работа прерывается, и ей даже неприятно вспоминать свои безрезультатные усилия. Это не преувеличение, чувство нежелания продолжить попытки решения непокорной задачи на этой стадии достаточно ясно выражено. В этот момент к активной работе приступает внелогическая часть сознания. В её памяти имеется огромный 68 массив попыток решения задачи, все они были безрезультатны, но не бесмысленны. Кроме того, в памяти имеется и предшествующий опыт, прямого отношения к решаемой задаче не имеющий, но могущий оказаться полезным. Наблюдая этот хаос, внелогическая часть сознания стремится найти в нём хоть
Здесь возникает вопрос о причинах, по которым внелогическая часть сознания продолжает подсознательно решать задачу, от которой логическая часть отказалась. Возможно, это связано с выработанной в процессе эволюции биологической необходимостью. Животное, увидев
Конечно, всё сказанное здесь не является решением проблемы подсознательной работы мозга, столкнувшегося с трудной математической задачей. Остаётся неясным и то, как именно идёт этот процесс гармонизации, почему он иногда весьма длителен и измеряется многими днями, а иногда совсем короток. Действительно, все, кто размышлял об этом, писали, что итог гармонизации, решение трудной задачи, неожиданно возникал через большой промежуток времени. Известны, однако, случаи, когда решение приходило через десяток минут. Чемпион мира по шахматам Г. Каспаров описывает, как он в одной из партий, в трудной позиции, нашёл ход, принёсший ему победу. Обычно шахматисты в поисках удачного хода перебирают в уме многие варианты ходов, прослеживая их последствия, и выбирают наилучший. Как видно, они действуют строго логически. В описываемом случае такой логический подход не позволил Каспарову выбрать наилучший ход, все они были не слишком хороши, но он неожиданно увидел ход, который не вписывался в обычную логику, Каспаров подсознательно ощущал его силу, хотя и не мог объяснить своего чувства. Позже он говорил, что этот ход нельзя было выбрать путём перебирания вариантов, что его никогда не предложил бы ни один компьютер. Скорее всего, в этом случае сработал механизм подсознательной внелогической гармонизации, и из «хаоса» сыгранных шахматистом партий, из чувства красоты шахматной партии, внелогической части его сознания удалось увидеть красоту и в стоявшей на доске позиции.
Приведённый случай с шахматной партией наводит на мысль, что внелогическая часть нашего сознания значительно чаще вмешивается в деятельность логической его части, подсказывая правильные ходы прямо в процессе казалось бы спокойного хода работы с математическими выкладками. Поскольку такие подсказки не являются
Последней стадией решения задачи, когда после многодневного перерыва в результате «озарения», был увиден выход из, казалось бы, 70 безвыходного положения, является оформление этого увиденного пути. Вновь включается логическая часть сознания, она проверяет догадку внелогической части (иногда, увы, «озарение» бывает ошибочным) и окончательно оформляет найденный результат.
Как видно из приведённых примеров, при решении задач, имеющих явно выраженный математический характер, иными словами, чисто логических, нередко решающую роль может играть внелогическая компонента нашего сознания, выработавшая в процессе биологической эволюции способность подсознательно производить гармонизацию хаотической массы впечатлений. При этом важную роль играет некоторый критерий, который иногда называют «чувством красоты». 71
Эту лекцию я хотел бы сделать понятной как математикам, так и физикам. Это очень трудная задача. Один раз я пытался её решить, когда писал свою первую книгу «Теория возмущений и асимптотические методы», но получилось так, что ни те, ни другие не поняли.
Почему это трудно? Потому что язык у физиков и у математиков совершенно разный и логика разная. Когда люди говорят пусть даже на одном и том же русском языке, но используют разные его стили, разные жаргоны, то может получиться полная ерунда.
Об этом хорошо написано в рассказе Чехова «Новая дача». Когда инженер, приехавший строить мост, говорит крестьянам: «Мы же к вам хорошо относимся, платите и вы нам той же монетой», то крестьянин реагирует так: «Монетой не монетой, а по гривенничку со двора надо будет собрать».
Так что разница в языке играет существенную роль. В качестве примера я постараюсь рассказать несколько эпизодов из моей жизни, которые эту роль прояснят.
Первый эпизод такой. Я обнаружил в книге Б. Б. Кадомцева «Коллективные явления в плазме» на странице
Вообще с малыми и большими параметрами, которые используют физики, довольно трудно разобраться. Тот же Кадомцев на странице
Однако чаще всего навести математический порядок в физическом 374 тексте чрезвычайно трудно. Физик может отбрасывать
Даже если физики и математики
В каком-то смысле математический подход лучше, потому что сначала формулируется результат. Но при этом математический текст труднее понимать, чем физический, потому что последний не содержит разных дополнительных условий, которые обычно содержит теорема. Например, условие принадлежности функции к
Или ещё пример. У математиков Фурье-образ функции от x уже является функцией от сопряжённой переменной, скажем, функцией от k, а от x уже не зависит. Но у Кадомцева в книге, о которой шла речь, на
Другое «недоразумение» встречается в «Термодинамике, статистической физике и кинетике» Ю. Б. Румера и М. Ш. Рывкина. Равновесное состояние
С другой стороны, физики не могут понять, что же математики хотят доказать, и не принимают косвенных доказательств. Я приведу 375 пример моей беседы с теперь уже знаменитым физиком Анатолием Александровичем Власовым.
Я тогда был студентом на кафедре, которой он заведовал. У меня на втором или третьем курсе появились математические интересы. Я захотел переходить на мехмат и обратился к заведующему кафедрой Власову, с которым у меня были очень хорошие отношения:
Анатолий Александрович, я решил переходить на мехмат, подпишите, пожалуйста, мне заявление.
Нет, говорит он, я просто так вас не отпущу. Я сначала проверю ваши математические способности. Решите мне математическую задачу, и только после этого я вашу бумагу подпишу.
Я говорю:
Хорошо, дайте, пожалуйста, задачу.
И Власов даёт мне задачу:
Решение волнового уравнения можно представить в виде формулы для запаздывающего потенциала, а можно для опережающего. Докажите, что эти две формулы совпадают.
Я отвечаю:
Хорошо, я это могу сделать.
Потом доказываю ему: решение волнового уравнения единственно при одних и тех же начальных данных. Проверяем начальные данные, проверяем то, что эти выражения удовлетворяют волновому уравнению, те и другие начальные данные совпадают, следовательно, эти решения совпадают.
Власов говорит:
Нет, я этого не понимаю. Вы докажите, что они равны, а не философствуйте.
Анатолий Александрович, позвольте, отвечаю я, давайте я прямо по пунктам буду доказывать. А в каждом пункте, с которым вы не согласны, вы так мне и скажете: я не согласен. Давайте так рассуждать. Дальше я начинаю доказывать по пунктам: сначала докажем, что это единственно, затем, что удовлетворяет
Иначе говоря, стал объяснять более подробно, как студенту.
Он соглашается со мной:
Да, с этим пунктом я согласен и с этим пунктом согласен
Я говорю:
Анатолий Александрович, вот вы со всеми пунктами согласны, так что получается, что они равны.
Он:
Нет, я не понимаю.
И тем самым он отказывается подписать мне бумагу. И уходит. Я за ним вприпрыжку:
Анатолий Александрович, вот вы же сказали, что и с этим согласны и с этим.
Он опять:
Но я не понимаю.
И так, быстро спускаясь по лестнице, он начал бить себя по лбу и говорить: 376
Я не понимаю. Я дурак. Да, я дурак и не понимаю.
Так что А. А. Власов не мог воспринять косвенное доказательство. Он хотел только, чтобы я непосредственно вывел из одной формулы другую.
Ещё был такой эпизод. Мой ученик В. Дубнов защищал свою дипломную работу и должен был получить отметку. Тогда я уже работал на кафедре математической физики, а от кафедры теоретической физики присутствовал Анатолий Александрович Власов. И вот он задал моему ученику вопрос:
Можно ли через две точки провести прямую?
Дубнов посмотрел в пол, подумал минуту и сказал:
М-м-м, можно.
Тогда Власов вскочил и закричал:
Два! Вот она, ваша топология! Никогда, сколько бы вы ни целились, из одной точки в другую вы не попадёте!
И, между прочим, как раз эта идеология и послужила основой для того, чтобы он написал свои знаменитые уравнения Власова.
Физики не очень хорошо понимают параметры и асимптотики. Я, по крайней мере, могу назвать одного замечательного физика Якова Борисовича Зельдовича, испытывавшего большие трудности при выступлении на математическом семинаре. Он, кстати, очень стесняясь, хотя был совсем не робким человеком, рассказывал на семинаре Гельфанда свою работу. При этом никак не мог объяснить то, что у него приведены асимптотические формулы. Я был тогда студентом и с места пытался крикнуть: «Это асимптотика по высокому барьеру». Но Гельфанд замахал на меня рукой, чтобы я не вмешивался.
Позднее, когда Зельдович уже занимался космологией, я иногда звонил ему и спрашивал, например, о какой-нибудь моей формуле, годится она или нет. Тогда он в уме начинал очень быстро считать:
Я также помню доклад Фрадкина на семинаре Гельфанда. Ему тоже приходилось трудновато. Так что у физиков и математиков есть момент взаимного непонимания и даже некоторого презрения.
С другой стороны, как-то один из крупнейших математиков делал доклад на семинаре Ландау. Кажется, доклад был о методе наименьших квадратов. Мне об этом рассказывал один человек, возможно, он преувеличивал. Ландау спросил у этого человека о докладчике:
Что, Л. совсем дурак? 377
Ну что вы.
Ну а что у него есть?
У него есть оценки в теории вероятности.
Оценки, сказал Ландау, я не считаю результатом.
У него есть серьёзные работы по теории чисел. [Уж не Ю. В. Линник ли это был?
Теорию чисел я не считаю наукой.
При этом физики часто хотят, чтобы им были предъявлены на их языке некоторые мнемонические правила (типа правила «буравчика»), и между физиком и математиком происходит разговор, похожий на описанный в «Свадьбе» Чехова:
Когда на докладе я предъявляю новую формулу, математики просят: «Наметьте доказательство», а физики спрашивают: «Как вы до этого додумались?».
У физиков в их мышлении всегда очень большую роль играет эксперимент. Например, знаменитая формула Планка, полученная в начале
Так же и другие физики учитывают и держат в голове одновременно большое количество экспериментов и объясняют, почему откинули тот или иной член в
Расскажу ещё следующий эпизод. Я когда-то ещё в шестьдесят четвёртом году написал асимптотику для фейнмановского континуального интеграла и метод стационарной фазы, куда вошёл индекс Морса. Я написал формулу и доказал её косвенным образом, потому что континуальный интеграл ещё не был математически строго введён. Потом выясняется, что физики стали сами эту формулу выводить, и я тут оказывался как бы ни при чём. Тогда Л. Д. Фаддеев одному из физиков сказал:
Что же вы делаете? Это же Маслов доказал.
Нет, отвечает физик, Маслов не доказал, он просто догадался, но он же не показал, что так получается, он не вывел эту формулу. А вот мы её сейчас выведем.
Этим они как бы вывели меня из терпения, и я решил написать доказательство на «физическом» языке. Я написал как бы пародию на 378 доказательство: «Вот здесь фейнмановский интеграл, вот там вставим фейнмановскую диаграмму, вот тут проходят
Есть ещё такой момент. У Фока была приведена формула, которая легко доказывалась методом стационарной фазы. Потом эту формулу привёл Ю. Егоров. В. И. Арнольд, которому Ю. Егоров дал эту формулу в качестве заметки в «Успехи математических наук», спросил меня, стоит ли, по моему мнению, публиковать эту работу. Я сказал, что,
Вместе с тем, если посмотреть на послесловие Фока к книге Дирака, можно заметить, что если брать асимптотику по большим частотам, то формула при этом получается такая же, как если бы мы брали асимптотику по гладкости. Что касается доказательства, то в моей книжке «Теория возмущений» я на эту формулу ссылался и писал, что из метода стационарной фазы доказательство очевидно. Тем не менее это разные подходы, разные языки и разные понимания.
Хочу привести ещё такой эпизод, хотя он больше похож на анекдот. Это произошло с человеком, которого я хорошо знал он учился на курс старше меня. Про него рассказывали, что когда его хотели призвать в армию, он принёс справку о том, что он сумасшедший, но теоретической физикой заниматься может. Один преподаватель рассказывал про этого студента следующее. Во время ответа на экзамене он сказал, что
Хорошо, лемма очень интересная, пожалуйста, докажите её.
Через какое-то время он, походив между рядами, снова 379 подошёл к этому студенту и спросил:
Ну как, доказали?
Да, конечно, я доказал, отвечает тот.
И как же? допытывается преподаватель.
А я рассмотрел огромное число примеров, и в подавляющем большинстве случаев это так.
Этот «анекдот» про моего знакомого, кстати, очень милого человека, который впоследствии действительно успешно занимался теоретической физикой, на самом деле имел место.
Всем известно доказательство физиков того, что все нечётные числа простые: один простое число, три простое число, пять тоже простое число, семь тоже, девять это редкое исключение, одиннадцать простое, тринадцать простое, достаточно, доказательство закончено. В этой шутке есть доля истины.
Известно, какому разгрому подвергли на семинаре Ландау доклад Боголюбова, когда он рассказывал свою знаменитую работу 1947 г. о сверхтекучести. Я знаю, хотя не был тогда с ним знаком, насколько он переживал этот «разгром». Ему в тот же день позвонил академик И. М. Виноградов, поставивший его доклад на отделении математики и физики, и сказал:
Николай Николаевич! Что же вы так меня подвели.
Николай Николаевич всю ночь пересчитывал, а утром позвонил И. М. Виноградову и сказал:
Иван Матвеевич, я пересчитал, всё правильно.
Потом, как говорят, Мигдал две недели проверял работу Боголюбова, и, наконец, её
В. И. Арнольд рассказывал мне недавно, что
Дима, приходите ко мне, я сварю гречневую кашу и мы поговорим о вашей статье.
Арнольд пришёл, и Леонтович ему сказал:
Вы употребляете там слова "поверхность тора" и "мера", а физики не знают, что это такое; слово "доказательство" физики тоже не признают. Поэтому ешьте кашу, а статью вашу мы отклоняем.
Позже Арнольд узнал, что отзыв давал сам Ландау, а Леонтович только передавал его слова. Арнольд напечатал статью 380 в ДАН, и в дальнейшем на неё было огромное количество ссылок в физической литературе и только в физической, а те слова, которые вызвали протест, давно утвердились и в физических учебниках.
Этот рассказ напомнил мне слова известного композитора Николая Метнера, когда он прослушал «Стальной скок» Сергея Прокофьева: «Если это музыка, то я не музыкант». Когда я делал доклад у физиков на самом престижном семинаре по данному вопросу, на котором присутствовали не только теоретики из Института физических проблем, но и физики из Института Ландау, то, объясняя переходы с одного уровня энергии на другой, я изобразил уровни параллельными отрезками. Уровни энергии это фактически точки, а я просто для наглядности нарисовал их чёрточками. Мне задали вопрос: «Почему они у вас эквидистантны?». Я ответить не успел, так как за меня ответил
История с этими чёрточками напомнила мне историю со стихотворением Валерия Брюсова. Он декламировал его в компании поэтов и, возможно, своих поклонников. В стихотворении была фраза: «Упаду на седой подоконник». Тут же все стали обсуждать, что Брюсов имел в виду и почему он так написал. И так эту фразу интерпретировали, и этак, а потом спросили: «Что же вы имели в виду в таком определении подоконника?». Брюсов ответил: «Просто он у меня такого цвета».
Я сам кончал физический факультет, но потом мне пришлось заниматься задачами, которые были связаны с закрытой тематикой. Я работал совместно с инженерами и от теоретической физики несколько отвлекся. Затем, когда я был назначен заведующим кафедрой квантовой статистики и теории поля, где преподаётся термодинамика, то мне волей-неволей пришлось заново изучать эти науки. Но это на самом деле не всегда плохо. Эйнштейн как раз шутил на тему, как удалось ему открыть свои законы. Он говорил, что был несколько туповат, и поэтому, когда все всё уже поняли, он ещё не понял, и ему пришлось в этом разбираться более основательно.
Когда я снова стал знакомиться со многими вопросами теоретической 381 физики, то обнаружил очень серьёзную дыру. В математике такие факты обычно формулируются как проблемы. А дыра заключалась вот в чём. Все функции распределения, которые были описаны
Саму сверхтекучесть Ландау объяснил, с моей точки зрения, совершенно неожиданным образом. Без привлечения обычной термодинамики, а через спектр уравнения Шрёдингера. Он показал, что если система находится не на нижнем уровне энергии уравнения Шрёдингера, не в основном состоянии, то, несмотря на это, она устроена так, что на нижний уровень переход почти запрещён при большом числе частиц. Поэтому эта система, при некотором возмущении, о котором Ландау говорил как о трении, не может скатиться на более низкий уровень, находясь в таком метастабильном состоянии, и поэтому продолжает течь. Иначе говоря, как бы есть ещё такая специальная метастабильная серия, на нижнем уровне которой мы находимся, а на самую основную серию переход затруднителен.
Есть ещё критическая скорость Ландау. Это означает, что имеется критический уровень энергии, такой, что если энергия жидкости больше него, то жидкость перестанет быть сверхтекучей. Иначе говоря, спектром определяются и фазовый переход из сверхтекучей фазы в нормальную.
Боголюбов в своей знаменитой работе блестяще подтвердил это объяснение сверхтекучести Ландау и дал математическую теорию, описывающую эту точку зрения. Он рассмотрел систему не в капилляре, а на торе. Иначе говоря, рассмотрел задачу с периодическими условиями. Как бы вся эта система находится на некотором торе. Далее был предельный переход от тора ко всему пространству (радиус тора увеличивался до бесконечности). Фазовый переход через критическую скорость Ландау у Боголюбова, если перевести его на строгий математический язык, доказан для скорости угловой, т.е. скорости на торе (дискретной!). У Ландау и Лифшица в «Статистической физике» (стр. 94) как раз и говорится о том, что угловая скорость 382 есть термодинамическая величина и, следовательно, по ней может совершаться фазовый переход. А по скорости, уточняет Ландау, которая прямолинейная, у нас получается просто сдвиг Галилея, и ничего не должно от этого меняться.
Отсюда я сделал заключение о том, что, если вводится температура, то тоже должен быть спектр, т.е., например, очень маленькая температура должна не сильно изменить приведённую концепцию.
Температура же добавляется таким образом, что она умножается на энтропию. Значит, энтропия тоже должна быть оператором и свободная энергия тоже должна иметь спектр. Это, конечно, доказательство в стиле Паниковского, который доказывал, что гири золотые, таким образом: «А из чего же они
В физике не ставятся проблемы так, как в математике. Например, проблемы Гильберта и другие подобные. Тем не менее, можно сказать, что открытие сверхтекучести и работа Боголюбова поставили следующие проблемы: найти и предъявить такие температурные распределения, чтобы при температуре, равной нулю, энергия была бы отлична от нуля. Боголюбов в 1947 г., в результате наводящих соображений Ландау, посчитал для слабо неидеального
Мне удалось ответить на эти и другие вопросы с помощью установления некоторых новых представлений уравнения Шрёдингера, обобщающих метод вторичного квантования. Как известно, не сразу было установлено, что матричная механика Гайзенберга (Гайзенберговская картина) и уравнение Шрёдингера (Шрёдингеровская картина) эквивалентны, и матричная механика является некоторым «представлением» уравнения Шрёдингера. Иначе говоря, имеются тождества, которые переводят одну «картину» в другую. Точно так же запись уравнения Шрёдингера (для симметрических решений бозонов) во вторично квантованном виде эквивалентна исходному уравнению. 383 Здесь тоже есть тождества, переводящие одну «картину» в другую. Я нашёл существенно более общее, чем обычное вторичное квантование, представление уравнения Шрёдингера и назвал его ультравторичным. Эта новая «картина» позволила проквантовать термодинамику, энтропию, а с ней и свободную энергию. Попытаюсь здесь наглядно объяснить эту «картину» и эквивалентность различных «картин».
При рассмотрении задачи многих тел имеют место два аспекта. Эти многие тела могут находиться в нашем трёхмерном пространстве и
Недаром Власов, как я говорил ранее, утверждал, что из одной точки в другую никак попасть нельзя. Нужно эту точку
С математической точки зрения важно было бы не приближённое, а точное уравнение в трёхмерном пространстве, которое бы соответствовало уравнению движения частицы в
Оказывается, это можно сделать не приближённо, как Власов, а точно с помощью вторичного квантования, т.е., иначе говоря, рассматривать поведение в трёхмерном пространстве не функций, а операторов операторов рождения и уничтожения. Впервые это было сделано Дираком для квантовой механики. Однако рассматривать именно квантовую механику совершенно не обязательно. Так, Шенберг рассматривал 384 классическую механику (это были приблизительно 19531956 гг.) и применил этот метод вторичного квантования к классическим объектам и к классической статистической физике.
На самом деле это совершенно общая вещь. Мы, например, с моим учеником применили этот метод к случаю N полей и провели как бы третичное квантование, которое на самом деле являлось вариантом вторичного.
Здесь возникает естественное обобщение. Если мы рассматриваем N частиц как одну частицу в
Помимо координат точки (местоположения точки) могут быть ещё другие степени свободы. Например, в классической механике это могут быть ещё и импульсы, а в квантовой теории ещё и спины или ещё какие-нибудь другие степени свободы.
В той теории, которую я здесь буду излагать, я добавляю ещё одну степень свободы минимальную просто номер. Кроме того, что частица находится в
Переход из квантовой механики в классическую, как мы знаем, связан с представлениями уже о классических объектах. В моих работах последних лет приведён предельный переход в классику для статистики ФермиДирака. [Физики неправильно представляют себе, что переход из квантовой статистики при
Принцип тождественности частиц в квантовой и классической механике совершенно разный. В классической механике он заключается в том, что нам не надо различать эти предметы. Для некоторых задач это различие не играет роли. Например, в пачке денежных купюр одного достоинства нам не нужно их различать, и мы можем их менять местами (предел при
В квантовой же механике считается, что мы не можем их в принципе различить, так как они являются принципиально неразличимыми. Такая разница в подходах оказывается существенной.
Если придерживаться точки зрения неразличимости частиц, то оказывается, что из этого принципа непознаваемости может быть выведено уравнение Шрёдингера. Я специально приведу в книге модель, которую я
Если принять такую точку зрения, то мы будем рассматривать отдельно каждый «кадр» и на каждом из них видеть, допустим,
Но если мы принимаем данную модель, то, прослеживая дискретную траекторию частицы, мы не можем знать, она ли появилась на следующем «кадре» или, быть может, эта частица уже другая. Такая концепция приводит к объяснению картины Шрёдингера для волновой функции. 386
Таким образом, эти скачки от одного к другому моменту времени в пределе могут дать, как я выяснил, само уравнение Шрёдингера. Возможно, таким образом можно описать наш квантовый мир.
Этот подход также может развить интуицию, с помощью которой человек сможет объяснить
Действительно, модель, которую я придумал, очень помогла мне создать ультравторичное квантование. Поэтому мне кажется, что читателю полезно с этой моделью ознакомиться и, может быть, она расширит его возможности, его интуицию, приведёт к объяснению
Итак, в моей модели имеется дискретное время (как в кино). Расстояние между соседними моментами времени настолько мало, что мы видим всё как непрерывный процесс. В результате получается уравнение Шрёдингера.
В данной модели в каждый следующий момент я могу перенумеровать частицы
Например, у меня N частиц, и я рассматриваю
Таким образом, всё это одно и то же. Это просто разные представления одного и того же. И я мысленно нумерую частицы или набор частиц. От этого ничего не меняется, но в мыслях у меня возникают различные картины того же явления. Вторичное квантование позволяет записать уравнения в трёхмерном пространстве, но, правда, с операторами операторное уравнение. Оно эквивалентно одному уравнению в 3N-мерном пространстве уже просто уравнению не 387 для операторов, а для функций. Та же самая задача получается в тех представлениях, которые я предлагаю и называю ультравторично квантованными.
Поскольку номера, которые присваиваются частицам, очень похожи на обычные спины, то я назвал их статистическим спином. В отличие от обычного спина, статистический спин принимает все целые значения
Операторы рождения и уничтожения определяются точно так же, как в случае с обычным спином, и точно так же, как и в последнем случае, зависят от статистического спина и обозначаются
В тот момент, когда мы следим за одной частицей, а все остальные
Существуют такие картинки, что, глядя на них, сначала мы видим изображение одного предмета, а потом, посмотрев
Когда-то я пришёл в частную коллекцию известного коллекционера Якова Евсеевича Рубинштейна и издалека увидел картину Павла 388 Кузнецова, вероятно, недавно им приобретённую. Я закричал:
Какой у вас замечательный новый Павел Кузнецов! Какие потрясающие деревья!
А он мне отвечает:
Да, это Павел Кузнецов, но это не деревья, это слоны.
И я помню, как мне пришлось напрячься, чтобы увидеть на картине слонов. Когда же я их увидел, то посмотреть на неё так, чтобы снова увидеть деревья, мне уже было почти невозможно.
Вот так же и здесь. Как только мы картину «размыли», как только применили метод, связанный с параметром, то переход из одной асимптотики к другой оказывается почти запрещённым. Иначе говоря, вероятности перехода с тех собственных значений, которые отвечают одной асимптотике, на собственные значения, отвечающие другой, очень малы. Когда параметр стремится к бесконечности, как правило, они экспоненциально малы по тем параметрам, которые размывают эту картину.
Примеры видения с одной и той же точки зрения разных картин, таким образом, в известной мере связаны с психологией одного человека, но когда уже имеется большой параметр, например, очень большое число людей одно и то же явление представляет себе как одну картину, а другие как другую, то переход от одного видения к другому может быть почти запрещён.
Я уже приводил пример с очередью для объяснения значения номеров. Приведу ещё один, экономический пример.
Цены одних и тех же предметов одни люди прикидывают на доллары, а другие на рубли. Это два разных, но эквивалентных взгляда, так как рубли можно поменять на доллары. Однако если ввести параметр число людей, которые считают в долларах, и параметр времени, то когда эти параметры станут очень большими, обе картины не только не будут в асимптотике эквивалентны, а даже, так сказать, ортогональны, и переход от одной к другой будет почти невозможен. Как известно, экономика существенно регулируется процессом печатания денег. У нас этот процесс осуществляет Госбанк. Стоимость печати несоизмеримо ниже покупательной способности купюры.
Доллары же вторую валюту печатают в США. А так как в большинстве фирм, как известно, ведётся двойная бухгалтерия: одна официальная в рублях, другая неофициальная в долларах, а печатаются доллары в другом государстве, то эффект больших чисел (больших указанных параметров) даст в асимптотике существенное различие двух указанных эквивалентных картин.
Вероятности перехода с одного уровня на другой играют существенную 389 роль. В частности, как известно, испускаемые атомом кванты энергии связаны с переходом электронов с одного уровня на другой. Если вероятность перехода равна нулю или очень мала, т.е. переход практически запрещён, то соответствующие уровни как бы принадлежат разным сериям. По существу, разбиение на серии означает разбиение на изолированные друг от друга системы. Если данная серия уровней энергии имеет минимальный уровень, который является как бы основным состоянием серии, то это метастабильное состояние. Если система находится в этом состоянии, а переходы на нижние уровни других серий почти запрещёны, то система будет находиться в нём достаточно долго.
Наличие сверхтекучей жидкости или сверхпроводящего тока отвечает таким метастабильным сериям. Ток может течь без торможения в течение
В конечном большом объёме, в котором рассматривается система с большим числом частиц, значение скоростей и токов дискретно, и каждое значение определяет свою метастабильную серию. Набор серий, отличающихся скоростями, мы будем называть сериалом.
Каждой картине, о которой шла речь выше, в асимптотическом приближении отвечает свой сериал. Хотя физики прямо этого не говорят, но реально они стремятся найти такой сериал, нижний уровень нижней серии которого (т.е. при скорости, равной нулю) совпадал бы с основным состоянием всей исходной системы.
В упомянутой выше работе Н. Н. Боголюбова 1947 г. найден сериал, отвечающей такой картине:
Оказывается, однако, и это будет доказано в настоящей работе, что сериал, отвечающий картине: пары частиц не пронумерованы, а отдельные частицы пронумерованы имеет более низкий нижний уровень, чем боголюбовский сериал. В этом смысле он,
Оставим собственные функции уравнения Шрёдингера (оператора Гамильтона) прежними, а из собственных значений вычтем температуру, умноженную на энтропию, отвечающую этому собственному значению. В простейшем случае дискретного спектра это, как известно, есть логарифм кратности собственного значения. Оператор Гамильтона, как известно, может быть представлен суммой его собственных значений, умноженных на проекторы на соответствующие подпространства собственных функций. Оператор свободной энергии, как сказано, является суммой этих же собственных значений, из которых вычтено произведение температуры на энтропию, умноженных на те же проекторы. Если рассматривать основное состояние этой квантовой свободной энергии, то получатся все результаты прежней термодинамики. Но можно рассматривать не только нижний уровень данного сериала, а также и серии, отвечающие скоростям (токам). Тогда мы получим ответы на вопросы о том, как будут меняться метастабильные состояния при изменении температуры. Мы покажем, что существуют сериалы, содержащие сверхтекучие и сверхпроводящие серии при любой температуре. Однако эти сериалы заведомо не содержат основного состояния, т.е. существуют сериалы, у которых нижний уровень ниже. Природа, по идее, должна выбрать эти последние. С другой стороны, по аргументации великого Дирака, «было бы удивительно, если бы природа не использовала эту возможность». Добавлю, «где-нибудь» в ядрах, в звёздах
Когда большой параметр задан как конкретное число, то не всегда понятно, «большой» это параметр или «не очень большой». Например, когда число частиц равно ста, то это вроде бы большой параметр, но логарифм этого большого параметра уже не большой. Возникает вопрос, как же быть, когда, скажем, число частиц не очень велико. 391 В этом случае, прежде всего, хотелось бы узнать, как определить метастабильное состояние. Я определю, по крайней мере, необходимые условия метастабильного состояния. Для этого вначале я рассмотрю совсем простой пример одномерное стационарное уравнение Шрёдингера с потенциальной ямой, у которой две впадины: одна впадина ниже, а другая выше. То есть у неё имеются два минимума: один из них минимум глобальный, он отвечает основному состоянию, а другой локальный. В случае квазиклассической асимптотики он определяет метастабильное состояние. Что это значит? Если система находится на этом самом низком уровне, отвечающем локальному минимуму или более мелкой впадине, иначе говоря, собственная функция сосредоточена вблизи локального минимума, то возникает вопрос, что будет, если возмутить задачу. Или насколько вероятен переход с этого состояния в основное, т.е. в состояние, собственная функция которого сосредоточена вблизи глобального минимума, а вне его окрестности достаточно быстро убывает.
Если у нас есть квазиклассическое приближение, то «хвосты» этих собственных функций очень быстро убывают. Поэтому матричный элемент, получающийся в результате возмущения
В то же время переходы на более высокие уровни, носитель которых тоже находится вблизи минимума этой мелкой впадины, вполне возможны.
Поскольку мы говорим о том, что метастабильное состояние в
Но если возмущать задачу с помощью оператора из более широкого класса, например, содержащего оператор сдвига, то матричный 392 элемент вовсе не будет мал. Поэтому важно определять, какими именно операторами возмущается задача.
Операторы, которыми мы возмущаем задачу, сохраняют носитель функции. Иначе говоря, если на
Так что, прежде чем говорить, что у нас есть метастабильное состояние, необходимо определить класс операторов, относительно которых оно метастабильно. Естественными операторами, обладающими этим свойством, как раз и являются потенциальные силы.
Возникает вопрос: если это не квазиклассическое приближение и
Во всяком случае, прежде всего встаёт вопрос: существует ли локальный минимум у квантовой задачи, не связанной с классикой, с классическим гамильтонианом. Если такой локальный минимум 393 существует, то существует собственное значение, ближайшее к нему, и отвечающая ему собственная функция определяет некоторое метастабильное состояние исходного оператора. При этом малое шевеление длины отрезка не даст перескока на другое собственное значение.
Значение безразмерной величины
Вопрос о том, насколько долго живёт это метастабильное состояние, ещё не решается, поэтому я говорю лишь о том, что это условие является необходимым условием существования метастабильного состояния.
Разумеется, метастабильное состояние не зависит от представления. Мы, однако, привязали вопрос о существовании минимума к определённой асимптотической задаче, где представление, в котором мы ищем минимум, а именно
После всего вышеизложенного становится понятно, почему мне бы не хотелось, чтобы физики восприняли эту теорию как математическую, а математики как физическую. Особенно, если от физиков можно будет услышать слова, подобные окончанию рассказа Чехова «Новая дача». Цитатой из этого рассказа я начинал свою лекцию, цитатой оттуда же и закончу: «Жили мы без моста, сказал Володька, ни на кого не глядя, и не просили и не надо нам. Надо будет так и на лодке переплывём». И мне хотелось бы, чтобы ненависть, подобная той, что испытали жители к этому инженеру, не перешла со стороны физиков на математика, который пытается несколько на другом языке построить новую физическую теорию. 394