ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ |
Свою работу по топологии я начал ещё студентом Московского университета и опубликовал две научные работы [1, 2], связанные с теоремой двойственности Александера (Alexander [3]). Третьей моей работой была дипломная работа [4], в которой я сильно усовершенствовал две предыдущие.
Для того чтобы рассказать об этих трёх работах, я должен объяснить прежде всего, что такое теорема двойственности Александера. Всем хорошо известна теорема Жордана о том, что замкнутая кривая, расположенная на плоскости без самопересечения, разбивает плоскость ровно на две части, внутреннюю и внешнюю. Далеко идущим обобщением этой простой теоремы Жордана, которая, однако, доказывается не просто, является теорема двойственности Александера. Теорему двойственности Александера можно сформулировать только на основе введённых Пуанкаре циклов и гомологий между ними.
Первоначально Пуанкаре рассматривал циклы и гомологии между ними в многообразиях наглядно геометрически, но затем был вынужден ввести триангуляцию многообразий, и тем самым открыл путь для переноса понятий циклов и гомологий на комплексы.
Линейную форму ориентированных r-мерных симплексов комплекса K, взятых с некоторыми коэффициентами, стали называть в дальнейшем
Если группа гомологий рассматривается по простому модулю p, то число её независимых элементов по модулю p называют числом Бетти по модулю p. Для непростого модуля m число Бетти определить невозможно. В теореме двойственности Александера речь идёт о числе Бетти по mod 2. Она формулируется следующим образом.
Пусть K комплекс, криволинейно, но без самопересечений, расположенный в
В частном случае, когда K есть комплекс, гомеоморфный окружности, a Rn есть плоскость R2,
Доказательство теоремы двойственности Александера опирается на большое количество тонких геометрических конструкций. Появление её в
Примерно в то же самое время, когда я познакомился с теоремой двойственности Александера, я познакомился также и с понятием коэффициента зацепления Брауэра.
Коэффициент зацепления был определён Брауэром для двух замкнутых ориентированных, т.е. определённым образом направленных замкнутых кривых, расположенных в трёхмерном пространстве R3 без взаимопересечения. Он определялся или как интеграл и тогда имел вполне определённый электротехнический смысл, или геометрически как алгебраическое число точек пересечения плёнки, натянутой на одну из замкнутых кривых, с другой замкнутой кривой. Коэффициент зацепления легко определяется для двух не пересекающихся между собой циклов размерности r и nr1, расположенных в евклидовом пространстве Rn. Он есть целое число, если циклы берутся с целочисленными коэффициентами, и вычет по mod m, если циклы берутся по mod m.
В своей первой опубликованной работе я усилил теорему двойственности Александера и придал ей новый смысл, использовав коэффициенты зацепления. Мой результат можно формулировать следующим образом:
Пусть K комплекс, криволинейно, но без самопересечений, расположенный в евклидовом пространстве Rn размерности n. Если zr произвольный
Эта моя теорема устанавливала алгебраическую связь между группой гомологий
Значение моего результата заключалось также и в том, что вместо чисто негативного понятия негомологичности цикла нулю выступало новое позитивное понятие зацеплённости цикла с другим. Этот позитивный характер результата делает его эффективным средством исследований. Следует отметить, что при доказательстве своего результата я использовал все геометрические конструкции Александера.
Во второй своей работе я рассматривал комплекс K, криволинейно, но без самопересечений, расположенный в
Вложение комплекса K в многообразие Mn влечёт за собой гомоморфизм группы гомологий комплекса K в группу гомологий многообразия Мn. Ядро этого гомоморфизма размерности
Во второй моей опубликованной работе устанавливалась двойственность между группами
В дипломной работе мной была сильно усовершенствована вторая работа как в алгебраическом, так и в геометрическом отношениях. В ней я обошёл геометрические трудности, рассматривая лишь прямолинейные комплексы, составленные из подразделений первоначальной триангуляции многообразия Mn, и для установления двойственности использовал барицентрические звёзды этих подразделений, как это делал Пуанкаре, отчего произошло сильное геометрическое упрощение. Переход к криволинейному комплексу осуществлялся путём аппроксимации его прямолинейными комплексами. Алгебраической основой исследования являлась двойственность между цепями, составленными из симплексов, и цепями, составленными из барицентрических звёзд. Всё делалось с целочисленными коэффициентами и по произвольному mod m. Вторая часть моего результата приобрела самостоятельное существование и стала называться теоремой о снятии цикла. В ней утверждалось, что для цикла многообразия Mn, индекс пересечения которого с каждым циклом из комплекса K равен нулю, существует гомологичный ему цикл, расположенный вне K. Теорема о снятии цикла позволила, в частности, дать оценку тонкого гомотопического инварианта категории многообразия Mn, введённого Люстерником и Шнирельманом для оценки числа замкнутых траекторий на многообразии гомеоморфном сфере. Определение категории многообразия, данное Люстерником и Шнирельманом, носило сугубо негативный характер, и потому вычисление её было очень затруднительным. Оценка её снизу при помощи теоремы о снятии цикла давала эффективную возможность находить категорию многообразия.
Для того чтобы рассказать о следующей своей существенной работе, связанной с теоремой двойственности Александера, остановлюсь на структуре группы
В моей дипломной работе было установлено, в частности, что если комплекс K расположен в евклидовом пространстве Rn, то группы
K есть фактор-группа аддитивной группы действительных чисел по подгруппе целых чисел. Таким образом, K представляет собой аддитивную запись группы вращения окружности и является топологической группой. Приняв за коэффициенты при построении группы гомологий компактному множеству F элементы группы K, я получил саму группу гомологий
Пусть F компактное подмножество n-мерного евклидова пространства Rn.
Сейчас мне совершенно неясно, действительно ли этот вопрос возник в результате получения теоремы двойственности Александера для компактных подмножеств евклидова пространства. Трудно было прийти к мысли о взятии за коэффициенты элементов группы K и построении группы гомологий компактного метрического пространства в виде компактной топологической коммутативной группы, не имея понятия о топологических группах. Вероятнее всего, я пришёл к мысли об использовании элементов группы K в роли коэффициентов, уже имея
К проблемам топологической алгебры я подошёл ещё и совершенно с другой стороны. Именно, я доказал, что всякое связное локально-компактное тополого-алгебраическое тело изоморфно либо полю действительных чисел, либо полю комплексных чисел, либо телу кватернионов. Других возможностей нет. Этот результат имеет глубокий методологический смысл. Он показывает нам, что никаких объектов, аналогичных действительным и комплексным числам, не существует. Именно поэтому действительные и комплексные числа лежат в основе математического анализа. Этот результат был ответом на вопрос, поставленный А. Н. Колмогоровым. Случай коммутативного тела был разобран мной очень быстро, в течение недели или двух, что поразило Колмогорова, который сперва даже не поверил, что я смог с этим справиться. Но случай некоммутативного тела дался очень трудно. Я занимался им около года и разработал приёмы, которые позволили мне в дальнейшем изучить не только компактные, но и локально-компактные коммутативные группы.
Занимаясь топологической алгеброй, я изучил также компактные, вообще говоря, некоммутативные группы. Именно, доказал, что каждая такая группа является в некотором смысле пределом последовательности групп Ли [12].
Для доказательства того, что каждая компактная коммутативная группа Γ является группой характеров дискретной группы, достаточно было доказать, что, каков бы ни был отличный от нуля её элемент a, всегда существует такой гомоморфизм группы Γ в K, при котором элемент a не переходит в нуль. Для того чтобы изучить структуру компактной, вообще говоря, некоммутативной группы, достаточно было показать, что для каждого отличного от 1 элемента a этой группы существует гомоморфизм этой группы в некоторую группу Ли, при которой элемент a не переходит в 1.
При доказательстве этих фактов мной были использованы замечательный результат венгерского математика Хаара, который построил инвариантную меру на локально-компактных топологических группах, а также теория Германа Вейля линейных представлений компактных групп Ли, который использовал инвариантную меру на этих группах для нахождения представления групп Ли.
Получив результаты в топологической алгебре и изучив хорошо эту область, включая группы Ли, я пришёл к мысли написать монографию под названием «Непрерывные группы» [10], что и выполнил за два года. В монографию я включил не только свои собственные результаты по топологическим группам и по топологическим телам, но и теорию групп Ли. Книга скоро нашла широкое признание как в Советском Союзе, так и за границей она была очень быстро переведена на английский язык в Америке по инициативе Лефшеца [11].
Занимаясь теоремой двойственности Александера, я заинтересовался её локальной формой, связанной с теорией размерности. Существовавшее в то время определение размерности компактного метрического пространства F носило чисто негативный характер. Оно выглядит следующим образом:
Если существует покрытие множества F некоторыми множествами, удовлетворяющее определённым условиям, то размерность этого множества не больше чем r. Таким образом, можно было эффективно установить, что размерность множества не превосходит r, но не было никакого средства установить, что она не меньше r. В дальнейшем так определённую размерность я буду называть обычной. П. С. Александров сделал первую попытку преодолеть это обстоятельство, дав положительное определение размерности при помощи гомологий. Именно, он определил размерность множества F по mod 2. Это определение размерности требовало существования в множестве F некоторой плёнки по mod 2, т.е. носило положительный характер. Александров выдвинул гипотезу, что обычная размерность эквивалентна гомологической размерности по mod 2. Я сразу увидел, что таким образом, как по mod 2, размерность можно определить по любому другому модулю. И сразу же построил множества F1 и F2, каждое из которых имело обычную размерность, равную 2 [5]. F1 имело размерность 2 по mod 2 и размерность 1 по mod 3, а множество F2 имело размерность 2 по mod 3 и 1 по mod 2. Таким образом, полностью исключалась эквивалентность обычной размерности с гомологической по какому бы то ни было модулю. Эти же два множества F1 и F2, как я показал, обладали тем замечательным свойством, что, имея оба обычную размерность, равную 2, они в своем произведении давали множество
Александров и я, оба независимо друг от друга, занялись проблемой гомологической характеризации обычной размерности, т.е. нахождения для неё положительной формы. Но мы подходили к задаче с двух различных позиций. Александров искал внутреннее гомологическое определение размерности, эквивалентное обычной, а я пользовался расположением множества F в евклидовом пространстве Rn. Моя гипотеза заключалась в том, что множество F обычной размерности r, расположенное в Rn, в некоторой своей точке a образует гомологическое препятствие размерности
Для двумерного множества F, расположенного в пространстве R3, оно довольно быстро было доказано мной и Франклем независимо друг от друга при помощи одной интересной конструкции, относящейся к узлам, расположенным в трёхмерном пространстве. Доказанное нами предложение означало, что двумерное множество в трёхмерном евклидовом пространстве локально разбивает это пространство по крайней мере на две части. Следующим шагом должно было быть доказательство того, что
По теории размерности мной была сделана ещё одна работа, заслуживающая упоминания, не связанная непосредственно с гомологическими проблемами. Я доказал, что каждое компактное метрическое пространство обычной размерности r может быть гомеоморфно отображено в евклидово пространство размерности
Найти число Бетти конкретного многообразия при помощи триангуляции, т.е. при помощи разбиения многообразия на симплексы, является делом совершенно нереальным в силу чудовищной громоздкости. Для решения этой задачи нужно искать другие пути, связанные со способом задания многообразий. Одну такую интересную задачу я решил в
На некотором гладком многообразии M Морс рассматривает дифференцируемую функцию
Моей целью было найти числа Бетти основных четырёх серий компактных групп Ли. Приём мой был приспособлен к изучению серии многообразий Ml, где l номер многообразия, меняющийся от некоторой постоянной положительной величины до бесконечности. На многообразии Ml, я задал функцию
Функция
Массив критических точек этой функции состоит из двух кусков: на одном
Позже я применил этот приём к многообразию
Замечу в заключение, что в некоторых случаях мне было недостаточно только знать, что ортогональные траектории к поверхности уровня существуют, но нужно было вычислить их конкретно. Так, при изучении группы Ml ортогональных матриц надо было конкретно вычислить все траектории, ортогональные к поверхностям уровня, выходящие из единичного элемента подгруппы
Задача гомотопической классификации отображений одного пространства в другое являлась центральной задачей топологии в 1936 г., когда я начал ей заниматься. Чтобы сделать максимально понятными мои результаты в этой области и способ подхода к решению гомотопических задач, выбранный мной, напомню основные определения.
Будем рассматривать непрерывные отображения топологического пространства X в топологическое пространство Y. Обозначим через I числовой отрезок
Положим
Пытаясь решить задачу о гомологической характеристике обычной размерности множества, я пришёл к задаче гомотопической классификации отображений сферы
Будем рассматривать отображение произвольного пространства X в сферу S l. Оказывается, что гомотопическую классификацию таких отображений можно локализовать следующим образом. На сфере S l выделим две диаметрально противоположные точки p и q два полюса. Обозначим через Hε шар с центром в p радиуса ε в сфере S l. Оказывается, что если два отображения f и g пространства X в сферу S l совпадают на Hε, то они гомотопны между собой. Разъясним это высказывание. Обозначим через
и для каждой точки x, принадлежащей множеству H̃, имеет место равенство
Для доказательства того, что совпадающие на Hε отображения гомотопны между собой, построим такую деформацию φt отображения сферы S l в себя, что φ0 тождественное отображение сферы S l на себя, а φ1 отображает весь шар Hε на S l и дополнение к нему в точку q. Деформацию φt опишем на одном определённом меридиане, идущем из северного полюса p сферы S l в южный полюс q. Пусть этот меридиан пересекает границу шара Hε в точке a0. Заставим теперь точку a0, равномерно двигаться из положения a0 по меридиану в южный полюс q так, чтобы она прошла этот путь за единицу времени. Одновременно будем растягивать равномерно отрезок
Локализация даёт возможность перейти к дифференциальному описанию отображений. Для этого будем рассматривать лишь аналитические отображения сферы
Этот переход от отображений к оснащённым многообразиям даёт возможность легко проклассифицировать отображения сферы
Будем считать, что сфера
Отказ от индивидуализации сферы
Пусть f1, f2 отображения сферы
Дадим теперь способ построения из класса отображений сферы
Докажем, что при l>k каждый класс отображений
Таким образом, каждой точке x многообразия Mk соответствует ортонормальная система
Таким образом, мы продеформировали исходную ортонормальную систему
Аналогично доказывается, что если
Итак, установлено, что при l>k оснащённое многообразие Mk, расположенное в
Постараюсь дать здесь объяснение причины этого явления. Пусть R2 плоскость, лежащая в евклидовом пространстве
После того как я установил, что оснащённые многообразия играют важную роль в гомотопической теории, я занялся многообразиями, гладко расположенными в евклидовом пространстве. Первый вопрос, который здесь естественно возникает, заключается в следующем: при каких условиях многообразие Mk, расположенное гладко в евклидовом пространстве
Легко доказывается, что при достаточно большом l характеристический класс является инвариантом гладкого многообразия Mk, т.е. не зависит от расположения Mk в евклидовом пространстве
Введённые мной характеристические классы гладких многообразий подверглись в дальнейшем широкому изучению другими математиками. Я же сделал с ними довольно мало. Первая попытка заключалась в том, чтобы доказать топологическую инвариантность характеристических классов, но это мне не удалось. Задача была решена много позже С. П. Новиковым. Я же сам дал для характеристических классов другие определения при помощи систем векторных полей, заданных на многообразии Mk и при помощи риманова тензора многообразия Mk, пользуясь дифференциальной геометрией.
Кроме описанных, мной были получены некоторые результаты по классификации отображений комплекса
1. | Pontrjagin L. S. Zum Alexanderschen Dualitätssatz. Nachr. Akad. Wiss. Göttingen. |
2. | Pontrjagin L. S. Zum Alexanderschen Dualitätssatz. Zweite Mitt. Nachr. Akad. Wiss. Göttingen. |
3. | Alexander J. W. A proof and extension of the JourdanBrouwer separation theorem. Trans. Amer. Math. Soc., 1932, vol. 23, |
4. | Pontrjagin L. S. Über den algebraischen Inhalt topologischer Dualitätssatze. Math. Ann., 1931, Bd. 105, H. 2, |
5. | Pontrjagin L. S. Sur une hypothese fondamentale de la theorie de la dimension. |
6. | Pontrjagin L. S., Tolstowa G. Bowels des Mengerschen Einbettungsatzes. Math. Ann., 1931, Bd. 105, H. 5, |
7. | Pontryagin L. S. The general topological theorem of duality for closed sets. Ann. Math., 1934, vol. 35, № 4, |
8. | Pontrjagin L. S. The theory of topological commutative groups. Ann. Math., 1934, vol. 35, № 2, |
9. | Понтрягин Л. С. Числа Бетти компактных групп Ли. Докл. АН СССР, 1935, т. 1, |
10. | Понтрягин Л. С. Непрерывные группы. М.Л.: Гостехтеориздат, 1938. назад к тексту |
11. | Pontryagin L. S. Topological groups. London: Princeton Univ. Press, 1939. назад к тексту |
12. | Понтрягин Л. С. Структура компактных топологических групп. В кн.: Тр. второго Всесоюз. мат. съезда, Ленинград, |
13. | Pontriaguine L. Sur le transformations des spheres en spheres. In: |
14. | Понтрягин Л. С. Классификация непрерывных отображений комплекса на сферу. Докл. АН СССР, 1936, т. 19, № 3, |
15. | Понтрягин Л. С. Отображения трехмерной сферы в комплекс. Докл. АН СССР, 1942, т. 34, № 2, |
16. | Понтрягин Л. С. Характеристические циклы многообразий. Докл. АН СССР, 1942, т. 35, № 2, с. 3539. |
17. | Понтрягин Л. С. Гладкие многообразия и их применение в теории гомотопий. М.: |
Вопрос о том, чем следует заниматься, стоит для математиков, быть может, острее, чем для специалистов в других областях знания. Математика, возникшая как чисто прикладная наука, и в настоящее время имеет своей основной задачей изучение окружающего нас материального мира с целью использования его для нужд человечества. В то же время она имеет свою внутреннюю логику развития, следуя которой математики создают понятия и даже целые разделы, являющиеся продуктом чисто умственной деятельности, которые никак не связаны с окружающей нас материальной действительностью и не имеют в настоящее время никаких приложений. Эти разделы зачастую обладают большой стройностью и некоторого рода красотой. Однако такого рода красота не может служить оправданием их существования. Математика не музыка, красоты которой доступны большому количеству людей. Математические красоты могут быть поняты лишь немногими специалистами. Создавая такие красоты, математики практически работают только на себя.
Невозможно, однако, утверждать, что обладающие внутренней стройностью, но лишенные приложений разделы математики не имеют права на существование. Они составляют внутреннюю ткань науки, иссечение которой могло бы привести к нарушению всего организма в целом. Кроме того, оказывается, что некоторые отделы математики, лишённые приложений в течение многих веков, позже находят эти приложения. Классическим примером служат кривые второго порядка, созданные в древности из внутренних потребностей науки и нашедшие лишь позже очень важное применение. С другой стороны, некоторые разделы математики, занимающиеся лишь внутренними проблемами, постепенно вырождаются и почти наверняка оказываются ни для чего не нужными.
В этой обстановке вопрос о выборе тематики исследований становится для математиков весьма тревожным. Я считаю, что если не все, то во всяком случае многие математики должны в своей работе обращаться к первоисточникам, то есть к приложениям математики. Это необходимо как для того, чтобы оправдать своё существование, так и для того, чтобы влить новую свежую струю в научные исследования.
Исходя из этих соображений, а также находясь под некоторым давлением руководства Математического института им. В. А. Стеклова, я и три моих сотрудника Е. Ф. Мищенко, Р. В. Гамкрелидзе и В. Г. Болтянский решили заняться поиском прикладных тем для своих исследований в теории колебаний, точнее в математическом изучении электронных приборов и в теории регулирования, которую более общо теперь разумнее назвать теорией управления. Мы заранее исключили из своего рассмотрения математические задачи, уже сформулированные техниками, а основали свой поиск на ознакомлении с техническими проблемами, устанавливая контакты с многими специалистами в области техники. При этом мы не просто стремились найти приложения математики, но старались найти новые постановки математических задач, интересные с точки зрения самой математики.
Среди многих технических задач, с которыми мы ознакомились, была следующая. Некий специалист в области авиации сказал: «Если один самолёт преследует другой самолёт, то пилот преследователя, конечно, умеет это делать, но интересно было бы иметь теорию, быть может, даже такую, которая позволяла бы осуществлять преследование при помощи автомата». Мы все понаслышке знаем, что существуют самонаводящиеся ракеты. Но ракета обладает такими преимуществами в скорости и маневренности перед самолётом, что теория, на которой основано её поведение, может быть очень грубой.
Хочу сразу обратить внимание на странность этой задачи, которая на первых порах казалась нам совершенно неприступной. В самом деле, самолёт-преследователь очевидным образом не должен лететь в то место, где в настоящее время находится убегающий самолёт, так как последний, конечно же, уйдёт с того места, где он сейчас находится. В то же время бессмысленно предполагать, что убегающий самолёт движется по прямой: он может повернуть, причём неизвестно куда.
Задача о преследовании одного самолёта другим самолётом, насколько я знаю, до сих пор не решена. Рассмотрены упрощённые модели преследования, которые составляют предмет так называемой теории дифференциальных игр. Слово «игра» указывает на то обстоятельство, что будущее поведение каждого из самолётов неизвестно: оно зависит от воли пилота. Дифференциальной эта игра называется потому, что закон движения самолёта описывается дифференциальными уравнениями.
Для того чтобы применить математику к решению какой-либо технической задачи, прежде всего надо дать её математическое описание. В данном случае мы начнём с математического описания движения самолёта. При этом, как всегда это делают математики, мы будем отвлекаться от излишней конкретности, стремясь уловить лишь главные характерные черты технической задачи, подлежащей решению. Мы будем рассматривать самолёт как точку, движущуюся в пространстве. Известно, что положение точки в пространстве определяется тремя координатами. Их мы обозначим через x1, x2, x3. Так как точка (самолёт) движется, то она имеет и некоторую скорость-вектор. Компоненты этого вектора мы обозначим через x4, x5, x6. Величины x1,
xi′ = fi (x1, x2, ..., xn) = fi (x), i = 1, 2, ..., n. | (1) |
Это значит, что
При помощи уравнений вида (1) могут быть описаны весьма разнообразные объекты. Объекты могут быть не только механическими, но и другого рода, например, химический процесс может быть описан уравнениями типа (1). В этом случае массы различных веществ, входящих в реакцию, являются фазовыми координатами x1,
Приведённое здесь описание движения самолёта не содержит главного для нас элемента. В самолёте сидит пилот, который по своей воле может менять закономерность его движения, приводя в действие рули управления. Так, пилот может менять тягу двигателя, положение хвостового руля, положение закрылков. Положение каждого из элементов управления определяется некоторым числом. Все эти числа мы обозначим через u1,
xi′ = fi (x, u), i = 1, 2, ..., n, | (2) |
где в правую часть входит вектор управления u. Вектор управления u меняется со временем по воле пилота самолёта и потому является заданной функцией времени:
xi′ = fi (x, u(t)), i = 1, 2, ..., n, | (3) |
где u(t) есть конкретно осуществляемое в течение времени управление объектом. Систему уравнений (3) уже можно решать.
Следует отметить одно очень важное обстоятельство. Величины u1,
Чтобы отвлечься от излишней конкретности, мы можем просто сказать, что вектор u не есть произвольный вектор
Для того чтобы начать решать задачу о преследовании одного самолёта другим самолётом, мы должны были бы и второй самолёт описать в виде управляемого объекта, а затем точно сформулировать задачу преследования. Но, как я уже сказал раньше, сама игровая постановка задачи содержит в себе настолько большую странность, что мы предпочли вначале попытаться решить другую задачу, в которой элемент игры отсутствует. Мы предположили, что второй объект неподвижен, или, говоря в терминах самолёта, речь стала идти о том, чтобы перевести самолёт из одного состояния в другое за кратчайшее время.
Математически эта задача формулируется так. В начальный момент времени задаётся некое исходное фазовое состояние объекта, которое мы обозначаем через x0. Кроме того, имеется
Если в процессе движения объекта меняется не только время, но и
Так сформулированную задачу оптимизации могло бы решать вариационное исчисление, если бы не было ограничения на управляющий вектор u, то есть если бы вектор u был произвольным вектором. То обстоятельство, что вектор u принадлежит к заданному множеству Ω, сразу выводит сформулированную задачу оптимизации из круга тех, которые способно решать классическое вариационное исчисление. Если вектор u произволен, то сформулированная задача является задачей классического вариационного исчисления. Но следует отметить, что она никогда не решалась в вариационном исчислении в той постановке, в какой она приведена здесь. Сформулированные в классическом вариационном исчислении задачи носят более общий характер, чем приведённая здесь, и лишены той конкретности, которая возникла у нас благодаря рассмотрению технического объекта. Оказалось, что этот более конкретный характер вариационной задачи, связанный с тем, что мы рассматриваем управляемый объект, привёл к новым возможностям решения самой задачи, дал возможность прийти к догадкам, к которым в общей вариационной задаче прийти было бы чрезвычайно трудно.
Формулирую теперь то решение, которое было получено нами для задачи на быстродействие. Вводятся вспомогательные величины ψ1,
H = ψ1 f1(x, u) + ψ2 f2(x, u) + ... + ψn fn(x, u) = H(ψ, x, u). | (4) |
Сразу видно, что величина H зависит от трёх векторов: ψ, x и u. Новая вспомогательная
|
(5) |
Полученная система дифференциальных уравнений (5) состоит из 2n уравнений. В них входят неизвестные функции x1,
Этот результат был назван принципом максимума. Задача на оптимизацию
Если управляющий вектор u может принимать произвольные значения, а не связан условием принадлежности к множеству Ω, то из условия максимальности функции
|
(6) |
Этот результат вытекает из общих результатов классического вариационного исчисления, но в такой форме он никогда не был сформулирован, так как в классическом вариационном исчислении вообще не рассматривались управляемые объекты. Следует отметить также, что и в случае произвольно меняющегося u
Дадим теперь решение одной очень простой задачи оптимизации на быстродействие, которое можно получить при помощи принципа максимума, но невозможно получить методами классического вариационного исчисления.
Рассмотрим математический маятник, то есть движение некоторой точки по прямой, которая притягивается к некоторой фиксированной
x″ + x = 0, | (7) |
где x″ есть вторая производная координаты x по времени, то есть ускорение движущейся точки. Одно
|
(8) |
Пусть
|
(9) |
Система уравнений (9) описывает движение управляемого объекта, где u есть управляющий параметр. Постараемся теперь привести точку, находящуюся в начальный момент времени в произвольном положении
Разбиение фазовой плоскости на две части осуществляется линией, начерченной на рис. 1. Она состоит из полуокружностей радиуса единица, опирающихся как на диаметры на отрезки оси абсцисс. Причём на положительной части абсциссы полуокружности обращены вниз, а на отрицательной части абсциссы полуокружности обращены вверх. Две полуокружности, примыкающие к началу координат, сами являются оптимальными траекториями, так что если начальная точка находится на одной из них, то движение в начало координат осуществляется по соответствующей полуокружности. Оказывается дальше, что если фазовая точка находится под начерченной линией раздела, то u должно иметь значение
Принцип максимума является всеобъемлющим универсальным методом для решения задач оптимизации. Он нашёл многочисленные применения в различных областях знания и оказал существенное влияние на развитие вариационного исчисления. В игровых задачах достигнуть разультатов столь общего характера нам не удалось. Ими занимается сейчас большое число математиков, среди которых следует отметить группу сотрудников Математического института им. В. А. Стеклова и школу академика Н. Н. Красовского в Свердловске. Ими достигнуты значительные результаты. Здесь я ограничусь тем, что приведу один конкретный пример задачи преследования.
В пространстве R произвольной размерности n, где
x″ + αx′ = u, y″ + βy′ = v. | (10) |
Здесь u и v векторы пространства R. В нашей задаче они являются управляющими векторами. Их можно выбирать произвольными по направлению, но они ограничены по длине, а именно, для них выполнены условия
|
(11) |
Оказывается, что при решении задачи преследования в случае, когда выполнены условия (11), мы всегда имеем наилучший способ поведения преследователя, то есть имеется единственное оптимальное управление преследователя
Моё внимание привлекло в школьном учебнике определение вектора.
Вместо общепринятого и наглядного представления о нём как о направленном отрезке (именно такое определение, например, сохранилось и в «Политехническом словаре», М., «Советская энциклопедия», 1976, с. 71) школьников заставляют заучивать следующее: «Вектором (параллельным переносом), определяемым парой
В этом сплетении слов разобраться нелегко, а главное оно бесполезно, поскольку не может быть применено ни в физике, ни в механике, ни в других науках.
Что же это? Насмешка? Или неосознанная нелепость? Нет, замена в учебниках многих сравнительно простых, наглядных формулировок на громоздкие, нарочито усложнённые, оказывается, вызвана стремлением...
Если бы приведённый мною пример был только досадным исключением, то ошибку, по-видимому, легко можно было бы устранить. Но, на мой взгляд, в подобное состояние, к сожалению, пришла вся система школьного математического образования...
Однако прежде, чем об этом говорить, целесообразно высказать предварительные замечания о самой математике. Значение её на наших глазах возрастает, своими приложениями она охватывает всё новые области познания и практики. Одновременно происходит стремительный прогресс и в ней самой. Возникнув некогда как сугубо прикладная наука и имея своим объектом пространственные формы и количественные отношения действительного мира то есть весьма реальный материал, в ходе своего развития математика принимала всё более абстрактную форму, которая в известной степени затушевывала её «земное» происхождение. Ведь чтобы исследовать названные формы и отношения в чистом виде, приходилось мысленно отделять их от содержания, оставляя его в стороне как нечто безразличное. На это не случайно указал Ф. Энгельс в своей гениальной работе
Отвлекаясь от действительности, люди получили точки, лишённые измерений, линии, лишённые толщины и ширины, разные «a» и «b», «x» и «y», постоянные и переменные величины, а далее дошли до продуктов «свободного творчества и воображения самого разума» до мнимых величин. «Но совершенно неверно, будто в чистой математике разум имеет дело только с продуктами своего собственного творчества и воображения», писал Энгельс (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, с. 37). И выведение математических понятий друг из друга, кажущееся не опирающимся на определённые данные и факты, доказывает не их априорное возникновение, а лишь их рациональную связь. Нельзя не согласиться с мыслью: «Как и все другие науки, математика возникла из практических потребностей людей... Но, как и во всех других областях мышления, законы, абстрагированные из реального мира, на известной ступени развития отрываются от реального мира, противопоставляются ему как нечто самостоятельное, как явившиеся извне законы, с которыми мир должен сообразоваться... Чистая математика применяется впоследствии к миру, хотя она заимствована из этого самого мира и только выражает часть присущих ему форм связей, и как раз только поэтому и может вообще применяться»
«Воспаряя» над жизнью, над действительностью, математика в силу необходимости своего же развития непременно то и дело возвращается к своим истокам, к практике, находя в ней тот оселок, на котором она удостоверяется в действительной ценности своих теоретико-математических построений и пересматривает или утверждает свои основания, совершенствует свои подходы и методы.
Поэтому несерьёзными выглядят философствования типа, например, следующего: «Общепринято
Действительно, существует область математики, именуемая математической логикой, которая занимается изучением формальных математических высказываний, способов их построения, правилами вывода и тому подобными, точно определёнными в строгом математическом смысле действиями. Из сказанного, однако, не следует, будто есть целый раздел математики, как изображает процитированный автор, названный им «формальной математикой», в котором специалисты
Не тем же ли обусловлены и рассуждения о некоем «предмете философии математики»,
Боюсь, что при таком подходе автор удаляется не только от самой математики, но и от той научной философии, которая служит фундаментом господствующего в нашем обществе мировоззрения, методологии нашего познания. Действительно, рассуждения о «формальной математике» (само это выражение не может не покоробить учёного-математика) как о «совокупности формальных теорий, главными интерпретациями которых являются системы математических объектов», представляются мне не иначе как словесным сором, а умозрения, что, мол, «понятие формулы (предложения) языка является чисто синтаксическим (формальным), не опирающимся на содержание (семантику) и независимым от него», принципиально ложными. Определение же: «Под формальной теорией понимается правильное подмножество... формул формального языка» бессмыслицей.
Всё это могло бы быть только забавным, если бы не дезориентировало умы, не вносило (ввиду распространения массовым тиражом) искажённых представлений в сознание широкой читающей общественности, особенно молодёжи, формирующийся ум которой особенно впечатлителен и восприимчив.
Зрелый специалист, обладающий должной профессиональной культурой, наделён иммунитетом против подобных приведённым выше «идей» он лишь иронически пожмёт плечами. Ну кто, спрашивается, из математиков станет представлять элементарную арифметику «подмножеством... формул формального языка», как это делает данный автор? Специфической особенностью «формальных теорий», согласно ему, является то, что их «предложения» распознаются неким «эффективным методом» лишь «на основе их формы вне зависимости от содержания». «Самое же главное, пишет он, заключается в том, что формальные теории строятся и развиваются независимо от семантики, или интерпретаций (если не считать эвристического значения интерпретаций)».
Как это понимать?.. Да, форма может иметь специфические особенности своего развития, но отнюдь не независимо от логики развития содержания.
Это уже философские азы, указывать на которые просто неловко.
Абстрактность математики производное, следствие её специфической природы, а не наоборот; абстракция есть логический акт, производный от содержательной деятельности; «форма как таковая» есть определённая содержательная предметная деятельность, состоящая в воспроизведении стороны предметов, явлений, процессов объективного мира; рассмотрение её «самой по себе», вне этой предметной деятельности приводит в конце концов к отождествлению предмета науки с её «языком», то есть к соскальзыванию в идеализм, в метафизику. Отождествление предмета теории с её формальным аппаратом приводит к тому, что математика в представлениях горе-философов вырождается в лингвистику (подобно тому как аналогичная тенденция приводит теоретическую лингвистику, наоборот, к отождествлению с математикой).
Не стану более задерживаться на этом вопросе, равно как и на критике несовершенств и искажений в случайно попавшей мне в руки брошюре. Можно было бы привести и другие примеры они стали возникать в большом количестве, как головастики в весенних водах, и в общем не заслуживали бы внимания. Но любой землепашец знает, сколь опасна сорная трава на культурной ниве. Если своевременно не принимать мер, она может агрессивно распространиться, забивая собою злаки. И вот что хотелось бы подчеркнуть: ложные идеи способны исказить поле сознания, стихийная цепная реакция их породить ложные тенденции в нашей жизни. А это уже не может не тревожить.
Я думаю, любого специалиста не могут не заботить дальнейшие судьбы той области, в которой протекает его деятельность, её кадрового обеспечения. Люди, некомпетентные в математике, но имеющие отношение к организации научных исследований и подготовке специалистов, вообще к системе просвещения и образования, питаясь «чтивом», подобным приведённому выше, могут невольно оказаться дезориентированными и совершать ошибочные действия, чреватые далеко идущими последствиями.
Вопрос о том, например, чем следует заниматься, стоит для самих математиков, быть может, острее, чем для представителей других областей знания. Возникшая в свое время в ответ на практические нужды, математика имела, имеет и будет иметь своей основной задачей изучение окружающего нас материального мира с целью его дальнейшего освоения человеком. В то же время у неё, разумеется, есть и своя внутренняя логика развития, в силу которой учёные создают весьма отвлечённые теоретические построения, не связанные непосредственно с окружающей нас действительностью и не сразу находящие для себя в ней приложения.
Мне знакомо восхищение замечательной стройностью и своеобразной красотой подобного рода построений. Однако оно не может служить единственным оправданием их существования. Математика не музыка, красота которой доставляет радость и широкой аудитории немузыкантов. Эстетическое наслаждение, порождаемое лишь математической красотой, способен испытать только узкий круг специалистов, и создавать ценности исключительно в этом смысле значит заведомо искажать высокое предназначение математики, замкнув её только на себя и тем самым фактически заставив работать на холостом ходу.
Я не собираюсь утверждать, что обладающие внутренней стройностью, но лишённые непосредственного практического значения разделы математики не имеют права на существование; они включены в самую ткань науки, иссечение которой могло бы привести к нарушению всего её организма. Кроме того, оказывается, что некоторые отделы математики, лишённые практических приложений в течение многих веков, позже находят такие приложения. Классическим примером служат кривые второго порядка, созданные в древности из внутренних потребностей «чистой» науки и нашедшие лишь позже очень важное применение. С другой же стороны, некоторые разделы математики, посвящённые лишь её внутренним проблемам, оставаясь «вещью в себе», постепенно вырождаются и почти наверняка в конце концов оказываются ни для чего не нужными. Думаю, что для впавших в грех таких математических упражнений никакие «философские» обоснования «формальной теории» не послужат ни оправданием, ни утешением. Сказанное,
Итак, принимая во внимание высокую степень развития сегодняшнего математического аппарата, а также тот факт, что прогресс математической науки стимулируется не только внешними по отношению к ней побудительными причинами, но и внутренними факторами, вопрос о выборе тематики исследований становится для математиков весьма тревожным. Я считаю, что если не все, то во всяком случае многие из них должны в своей работе обращаться к первоисточникам, то есть к приложениям математики. Это необходимо для того, чтобы влить новую свежую струю в научные исследования, чтобы более активно применять весьма эффективные математические методы на практике.
Поскольку всё живое в нашей жизни имеет диалектический характер, хотел бы, подчеркивая значимость прикладных исследований, предостеречь от обращения их в свою противоположность под внешне как будто «верной» оболочкой. Я имею в виду математическую мистификацию практических задач, от которой не бывает пользы ни уму, ни сердцу. В последнее время можно встретить, например, так называемые экономико-математические работы, насыщенные сложной математической символикой, но не содержащие ни одного конкретного, численного примера, непонятные, недоступные и фактически ненужные экономистам, а с точки зрения математиков представляющие ничтожную ценность, либо вообще не обладающие ею.
В последнее время опасными становятся математические спекуляции в теоретической физике и в технических науках. Дело доходит до того, что серьёзная работа в области техники может быть ошельмована на том основании, что в ней нет математических обоснований, хотя всем может быть ясна практическая пригодность исследования. Для математики обидно, что иногда её привлекают для бутафории, для того, чтобы спрятать бедность и немощность той или иной специальной работы (например, в биологии и медицине). Обидно прежде всего за то, что действительное, правильное применение математики в специальных исследованиях может дать весьма ощутимый эффект.
Нужно признать, и я об этом заявлял (см. «Успехи математических наук», том 33, вып. 6 (204), 1978, с. 21), что некоторые дела в области математики сильно запущены
К числу таких запущенных дел принадлежит положение с математическим образованием в средней школе. Реформа преподавания, проведённая более 10 лет назад, привела его, на мой взгляд, к странному состоянию. Об этом мне уже довелось выступать на страницах газеты «Социалистическая индустрия» (21 марта 1979 года статья «Этика и арифметика»), вместе с моими коллегами в журнале «Математика в школе» (1979, № 3).
Пищу для печальных раздумий даёт письмо тринадцати старшеклассниц из Вильнюса, опубликованное в «Комсомольской правде» 12 марта 1978 года «Бесталанные ученики?», неубедительно, по-моему, прокомментированное. В нём было выражено настоящее отчаяние: «Нам никак не одолеть программу по математике... Многого не понимаем, зубрежкой не всё возьмёшь... Такие заумные учебники... Вот и ходим мы в «дебилах», как называют нас учителя...»
Однако всеобщая тревога возникла гораздо раньше. О преподавании математики заговорили повсюду, начиная с семей, в которых есть дети-школьники, и кончая высокими инстанциями. Родители обеспокоились, что, имея даже инженерное образование, они не понимают излагаемого в школе материала и не могут помочь своим детям в приготовлении уроков. Не ясен и смысл этого материала. Среди школьных педагогов растерянность и недоумение по поводу новых программ. От многих из них мне приходится получать письма, в которых это выражено весьма эмоционально.
О причинах данного явления я узнал из телевизионного выступления министра просвещения СССР М. А. Прокофьева (в 1979 году). Он сообщил, что двенадцать лет тому назад некоторыми авторитетами было признано, что математика, преподававшаяся тогда в средней школе, отстала от требований времени и потому её нужно «модернизировать». Нет слов, в определённых усовершенствованиях школьная математика нуждалась, но осуществлённые мероприятия не улучшили, а ухудшили положение. В результате, в частности, возникли те учебные программы и пособия, по которым ныне и учатся математике в школе.
На одном совещании мне довелось услышать из уст академика-физика: «Совершенно понятно, почему родители даже с инженерным образованием не понимают школьной математики, ведь это современная математика, а они учили только старую...» Вот, оказывается, в чём «секрет». Тут уж у меня самого возник вопрос: зачем же детям такая математика в средней школе, что в ней не могут разобраться даже специалисты с высшим техническим образованием?
В современных условиях закономерно возросли требования к содержанию программ по математике и их конкретной реализации в учебниках. Осуществлённый в последние годы пересмотр содержания школьного курса математики, включение в него элементов математического анализа, теории вероятностей и так далее можно в принципе рассматривать как явление прогрессивное. Однако в основу изложения авторы ныне действующих учебников положили теоретико-множественный подход, отличающийся повышенной степенью абстракции и предполагающий определённую математическую культуру, которой школьники не обладают и не могут обладать. Её нет и у большинства преподавателей. Что же в итоге произошло? Искусственное усложнение учебного материала и непомерная перегрузка учащихся, внедрение формализма в содержание обучения и отрыв его от жизни, от практики. Многие важнейшие понятия школьного курса математики (такие, как понятие функции, уравнения, вектора и т.д.) стали труднодоступными для сознательного усвоения их учащимися.
На определённом этапе развития математики высокоабстрактная теоретико-множественная концепция ввиду её новизны стала модной, а увлечение ею превалировать над конкретными исследованиями. Но теоретико-множественный подход лишь удобный для математиков-профессионалов язык научных исследований. Действительная же тенденция развития математики заключается в её движении к конкретным задачам, к практике. Современные школьные учебники по математике поэтому шаг назад в трактовке этой науки, они несостоятельны по своему существу, поскольку выхолащивают суть математического метода.
Нет ничего предосудительного в том, чтобы в средней школе употреблялось «множество» как слово русского языка. Так, определение окружности можно дать в двух вариантах. Первый: «Окружность состоит из всех точек плоскости, отстоящих от заданной точки на одном и том же расстоянии». Второй: «Окружность есть множество всех точек, находящихся на заданном расстоянии от заданной точки». Второй вариант определения окружности ничем не хуже и не лучше первого. И слово «множество» совершенно безвредно, а, в общем, бесполезно. Но в модернизированных учебниках и программах оно возведено в ранг научного термина, и это повлекло за собой уже серьёзные последствия. Сразу же появились и такие понятия, как «пересечение множеств», «объединение множеств», «включение множеств». И вводятся соответствующие значки. Кажущиеся нам, математикам-профессионалам, очень понятными, эти выражения и значки не так уж легко воспринимаются учениками, а главное они не нужны для понимания школьных истин математики.
Стремление к большей общности, свойственное новым программам, и повсеместное употребление «множества» как научного термина выражается, например, в том, что геометрическая фигура определяется как «множество точек». А так как в теории множеств два множества могут быть равными, лишь полностью совпадая, то слово «равенство» уже не применимо к двум различным треугольникам. Это слово заменяется другим, не свойственным русскому языку, термином «конгруэнтность». Этот термин не употребляется в практике. Никакой строитель не будет говорить о двух «конгруэнтных балках» (или закройщик из ателье о «конгруэнтных кусках ткани»), а будет говорить о равных, или одинаковых балках (кусках ткани).
Выше мы привели неудобоваримое определение вектора. Очень характерный пример того, как относительно простое, интуитивно ясное понятие преподносится педагогически абсурдным способом. А получилось оно у авторов таким ввиду того, что прежнее определение не укладывается в теоретико-множественную концепцию. Ведь вектор не есть «множество». И равенство векторов не есть теоретико-множественное равенство. Потому в современном школьном курсе геометрии вектор и предстал как «параллельный сдвиг пространства», а сложение двух векторов как «последовательное применение двух параллельных сдвигов». Определения эти не только чрезвычайно сложны они совершенно не соответствуют общепринятому аппарату физики, механики, всех технических наук.
Так же обстоит дело и с определением функции. Вместо того, чтобы сказать, что функция есть величина «игрек», числовое значение которой можно найти, зная числовое значение независимой переменной «икс», что в общем виде записывается:
Новые учебники переполнены такого рода громоздкими, сложными, а главное, ненужными определениями. Математическое понятие уравнения стремятся свести к грамматическому понятию предложения. На бедные детские головы обрушивается понятие уравнения как «предложения с переменной» (Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. С. Муравин. Алгебра. Учебник для
Какое это имеет отношение к математике? У неё своя специфика, и нет надобности сводить её к грамматическим понятиям. Однако этот факт в высшей степени симптоматичен, если вернуться к тому, что говорилось выше о «философии математики», готовой свести предмет математической теории к манипулированию её «языком» к «лингвистике».
Чрезмерно абстрактный характер придан преподаванию математики уже в первых классах и уже там мешает освоению её основного предмета арифметики. Внедрение нарочито усложнённой программы, вредной по своей сути, осуществляется к тому же с помощью недоброкачественных, в ряде случаев просто безграмотно выполненных учебников. Но главный порок, конечно же, в самом ложном принципе от более совершенного его исполнения школа не выиграет.
А ведь, признаться, неплохим, в общем, был предшествующий опыт школьного обучения, неплохими были и учебники, не случайно именно к ним обращаются репетиторы, подготавливая сегодня абитуриентов в вузы. Кстати говоря, не отказ ли от того положительного, что было раньше в школьном преподавании, способствовал развитию «чёрного рынка» репетиторства с его спекулятивными ценами явления возмутительного, несовместимого с нравственными принципами нашего общества.
Такого рода «стихийные бедствия» совершенно не согласуются и с принципами социального управления, которым неукоснительно должна следовать и наша школьная система.
Что же касается более благополучных вариантов учебников, то есть такие например, по геометрии, написанный академиком А. В. Погореловым (А. В. Погорелов. Геометрия. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1979). Однако создаётся впечатление, что Министерство просвещения СССР не спешит умножить число подобных примеров.
Иногда официальные лица министерства, защищая теоретико-множественный подход как «современный» в школьной педагогике, ссылаются на пример западноевропейских стран: мол, там этот подход вошёл в жизнь, а
Четыре года назад крупнейший французский математик Жан Лере, выступая в Рабате на первом панафриканском Математическом конгрессе, критически оценил постановку школьного дела в развитых капиталистических странах, отметив, что преподаватели и учебники там всё с большим трудом передают детям те знания, которые им необходимы для жизни. Вот что сказал он о математике, преподаваемой в школах Франции: «Развитие понятия множества в последнее время значительно расширило область применения и силу математических методов, но значит ли это, что преподавание математики юношам и девушкам должно быть основано на этом понятии, то есть проходить по схеме, принятой в прекрасном трактате Н. Бурбаки? Ответ может быть только отрицательным... Можно ли строить курс математики для юношества логически на теории множеств, то есть выразить сущность этой теории на простом и доступном языке? Во Франции это пытались сделать с самонадеянностью, основанной на непонимании, что не могло не привести к катастрофе... Торжество методики, основанной на повторении многословных определений, имеет самые серьёзные социальные последствия. С одной стороны, это отваживает от научного образования способных юношей, которые лишены привилегии иметь взрослого руководителя, способного объяснить им, что они правы, не понимая того, что им преподают, с другой стороны, это привлекает к занятиям как раз наименее способных и думающих учеников, которые учат наизусть и повторяют, не понимая смысла... Извращённая ситуация, в которой оказалось преподавание математических дисциплин во Франции, в большей степени, чем в англо-саксонских странах, возникла из вполне законного стремления к прогрессу. Наши самые искренние и цельные реформаторы не сумели отстранить от этого дела шарлатанов, которые использовали их инициативу, например, тех, кто с лёгкостью написал толстые учебники, полные ошибок, и получил преимущественное право на их переиздание, то есть воспроизведение ошибок. Сами учителя были подготовлены интенсивной пропагандой... Методисты боятся потерять авторитет, если исправят допущенные ошибки. Я прочёл двум, сменившим один другого, министрам национального образования Франции основное содержание министерских инструкций, имеющих целью ошеломить наших детей научными определениями прямой... Они признали, что не понимают сами того, что предлагают в качестве обязательных инструкций, однако инструкций не отменили».
Приведённые слова невольно порождают желание провести параллельное сравнение с тем, что происходит с математикой в нашей школе. «Современные» учебники по математике, утверждённые Министерством просвещения СССР и миллионными тиражами выпускаемые издательством «Просвещение», напоминают по своему подходу учебники французских авторов, критикуемые Жаном Лере.
В последние годы некоторую часть школьного курса заполнили элементы высшей математики. Поскольку она должна быть рассчитана на всех учеников, а не только на тех, кто собирается впоследствии стать профессиональным математиком, изложение её должно быть достаточно ясным и простым, без лишнего формализма. На деле же оно усложнено, перегружено ненужными фактами и недоступно пониманию школьников. Что же касается элементарной математики, то основные её разделы весьма сокращены, излагаются неполно и не подкреплены достаточным числом примеров и задач. Вот и получилось, что, с одной стороны, школьники оглушены формальным, трудно воспринимаемым материалом, по большей своей части ненужным, а с другой не получают необходимых навыков в выполнении элементарных арифметических действий и алгебраических преобразований, в решении простейших уравнений и неравенств (в том числе квадратных), обнаруживают слабые знания тригонометрии, не умеют применять алгебру и тригонометрию для решения геометрических задач. В сознании их возникает ложное представление о математике как о
С большой досадой приходится констатировать, что вместо того, чтобы прививать учащимся практические умения и навыки в использовании обретаемых знаний, учителя подавляющую часть учебного времени тратят на разъяснение смысла вводимых отвлечённых понятий, трудных для восприятия в силу своей абстрактной постановки, никак не «стыкующихся» с собственным опытом детей и подростков, не способствующих развитию их математического мышления и, главное, ни для кого не нужных. Вот уж где уместно наконец сказать о делении математики на «формальную» и «содержательную», только несколько в ином увы, более точном смысле, нежели писал процитированный выше философ. Содержательная часть математики на школьных уроках действительно потеснена сугубо формальной. Академики В. С. Владимиров, А. Н. Тихонов и я в журнале «Математика в школе» (1979, № 3) писали: «Чрезмерный объём и неоправданная сложность изложения программного материала развивают у многих учащихся неверие в свои способности, чувство неполноценности по отношению к математике. Этим отчасти объясняется снижение интереса к естественнонаучным и техническим дисциплинам... Создавшееся положение с преподаванием математики в средней школе требует принятия решительных мер по его исправлению».
В следующем номере того же журнала была опубликована статья академиков Л. В. Канторовича и С. Л. Соболева «Математика в современной школе». В ней авторы, стремясь защитить неудачные новшества, фактически (хотя и с оговорками) вынуждены были признать справедливость аргументов критики, но постарались представить её как «призыв к возврату ставших уже архаичными программ и учебников». Последний вывод смещал плоскость полемики, искажал существо её.
Не могу не процитировать и примечательный в некотором отношении абзац: «Следует сказать, что такие крайние выводы, первоначально высказывавшиеся на бюро Отделения математики, при более подробном ознакомлении с вопросом не были поддержаны на общем собрании Отделения» (подчёркнуто мною.
Мне кажется, что этой фразой мои уважаемые коллеги пытались ввести в заблуждение общественность. Ведь общее собрание Отделения математики АН СССР в декабре 1978 года приняло в высшей степени принципиальное решение, поддержав мнение Бюро Отделения. Вот выписка из него: «1. Признать существующее положение со школьными программами и учебниками по математике неудовлетворительным. 2. Считать вновь представленную Министерством просвещения СССР программу по математике для средней школы неудовлетворительной. 3. Создать Комиссию по вопросам математического образования в средней школе при Отделении математики АН СССР...»
В связи с развернувшейся на страницах упомянутого журнала дискуссией академик-секретарь Отделения математики АН СССР Н. Н. Боголюбов попросил журнал опубликовать полный текст решения общего собрания Отделения по этому вопросу (копия письма была послана министру просвещения СССР). Главный редактор журнала Р. С. Черкасов счёл целесообразным ответить отказом...
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» говорилось: «Школьные программы и учебники в ряде случаев перегружены излишней информацией и второстепенными материалами, что мешает выработке у учащихся навыков самостоятельной творческой работы». Эти слова целиком и полностью относятся к ныне действующему школьному курсу математики.
Пассивную роль в создании ныне действующих учебников сыграла Академия педагогических наук СССР, не обратив должного внимания на их качество.
Странно, что многие специалисты по методике преподавания математики, имеющие обширные научные знания, оказались бессильными понять непригодность для школы существующих программ. А между тем положительная инициатива школьных учителей по совершенствованию преподавания на местах нередко глушится циркулярами или в лучшем случае не поддерживается должным образом.
Принципиальное отношение к критике означает не столько словесное признание её, сколько конкретные действия по исправлению сложившегося положения. Цитаты из партийных документов не мёртвая буква и не модная фраза. В нашей стране стало законом жизни неукоснительное исполнение партийных и государственных решений. В этом выражается единство слова и дела, теории и практики. Разрыв одного с другим не что иное, как нарушение самого принципа нашего бытия. Так понимают все советские люди неисполнение директив своего руководства. А это предполагает конкретность принимаемых мер.
Что касается совершенствования школьного курса математики, то он должен, во-первых, обобщать наглядные представления и практический опыт учащихся и готовить их к применению математических знаний в последующей деятельности.
В Советском Союзе имеется блестящая плеяда первоклассных математиков, опытная армия высококвалифицированных педагогических кадров совместными усилиями с органами народного образования они способны успешно решить задачу большой социальной значимости: повысить качество математической подготовки школьников и тем самым способствовать дальнейшим успехам высшего образования и науки страны развитого социализма.
Глубокоуважаемый Михаил Сергеевич!
Позволяю себе обратиться к Вам лично по вопросу, который вот уже несколько лет волнует советскую общественность.
Прогнозирование новых явлений, а тем более сложных природных процессов представляет очень большие трудности.
Прогнозы технических процессов можно проверить экспериментами. Но эксперименты над природными процессами невозможны.
Трудность прогнозирования природных процессов подчёркивается тем, что даже суточный прогноз погоды, как мы все это знаем, не вполне надёжен.
В последние годы прогнозированием гидрологических процессов занимаются Институт Водных проблем АН СССР, а также Институт по переброске рек Минводхоза СССР. Их прогнозы оказались в ряде случаев ошибочными, и проведённые на основании этих прогнозов грандиозные строительства оказались вредными.
Прогнозирование, производимое в сказанных институтах, использует математику, что и даёт мне право, как математику, высказаться по поводу этой деятельности.
Остановимся на следующем.
1. Уровень Каспийского моря, как известно, колеблется то повышаясь, то понижаясь. Прогноз, данный институтом по переброске в 1975 году, предсказывал понижение уровня моря до
Для того, чтобы защитить Каспийское море от предсказанного понижения уровня, от Каспийского моря дамбой был отделён залив
Математическая модель поведения уровня Каспийского моря, данная Институтом Водных проблем и Институтом по переброске, не предусматривает тех колебаний уровня моря вверх и вниз, которые происходят в действительности. Уже это указывает на неправильность математической модели, положенной в основу прогноза.
Уровень Каспийского моря является одной из «главных забот» обоих институтов. Для сохранения его институты предлагают переброску северных рек в Волгу в количестве
Из сказанного видно, что прогнозы этих институтов, касающиеся уровня Каспия, грубо ошибочны.
Ошибочность этих прогнозов происходит
Трудно себе представить, что гидрологическое прогнозирование может обойтись без учёта изменения погоды, а между тем многолетнего прогноза погоды не существует.
2. На Дунай-Днестровской оросительной системе предполагалось использовать черноморский лиман Сасык в качестве пресноводного водохранилища. Для этого лиман был отделён от моря дамбой и в него направлялась пресная вода из Дуная, а солёная вода удалялась в Чёрное море. С того момента, когда лиман Сасык, согласно прогнозу, должен был опресниться, началось использование его воды для полива сельскохозяйственных угодий. Между тем, к этому запрогнозированному времени Сасык ещё оставался солёным, что можно было непосредственно установить. Поразительно, что руководящие организации исходили не из фактического положения вещей, а из прогноза, который не подтвердился. В результате этого подверглись засолению большие сельскохозяйственные площади!
3. В Институте по переброске рек рассматривается проект отделения дамбой от Белого моря Онежской губы с целью создания из неё пресноводного водохранилища. Этот проект аналогичен тому, который был осуществлён с лиманом Сасык. Можно опасаться, что и на Белом море в случае осуществления этого проекта произойдёт то же самое, что уже произошло на Чёрном море.
Само название Института по переброске рек «Головной проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт по переброске и распределению вод северных и сибирских
Мне кажется, что ввиду несостоятельности теоретического обоснования переброски северных рек на юг, а также ввиду изменения природной ситуации с Каспийским морем, переброска северных рек на юг является нецелесообразным, очень опасным и слишком дорогим мероприятием.
Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, академик | Л. С. Понтрягин |
Научная общественность Академии наук СССР активно обсуждала проект Основных направлений. Предложения исключить задания по переброске рек из Основных направлений были внесены многими научными подразделениями АН СССР, в частности Отделением экономики, Отделением математики, Отделением истории, Научным советом при Президиуме АН СССР по проблемам биосферы и другими. Однако эти предложения не нашли отражения в документе «Предложения Академии наук СССР к проекту Основных направлений», который Президиум АН СССР направил в Совет Министров СССР 20 января 1986 г.
Большинство крупных учёных, академиков считают, что результаты проведённых исследований по переброске приводят к однозначному выводу: переброска речного стока это глубоко ошибочное мероприятие. Реализация проекта переброски части стока северных рек в бассейн Волги привела бы к крайне опасным экологическим последствиям, нанесла бы невосполнимый ущерб экономике и культуре страны.
Предлагаем прекратить финансирование научных исследований по обоснованию проектов переброски рек и исключить задания по переброске из Основных направлений.