Читателю, вероятно, известны на первый взгляд трудные геометрические задачи, которые мгновенно решаются, если заменить одну данную точку другой, симметричной ей относительно
В этой статье мы рассмотрим ряд ситуаций, в которых число вида
Большинство наших примеров может служить первым знакомством с глубокими математическими теориями
Пары сопряжённых чисел появляются вполне естественным образом, когда мы решаем квадратное уравнение, а корень из дискриминанта не извлекается: скажем, уравнение
λ1 = | 1 √5 2 |
и | λ2 = | 1 + √5 2 |
. |
К этому мы ещё вернёмся, а начнём с примеров другого рода: займёмся «перебросками»...
Если в книжке указан ответ к задаче
Вот несколько характерных примеров, где полезно перенести «иррациональность» из числителя в знаменатель или наоборот.
1. Найти сумму
1 1 + √2 |
+ | 1 √2 + √3 |
+ ... + | 1 √99 + √100 |
. |
Эта сумма мгновенно «сворачивается», если переписать её так:
По выражению из статьи [1] «остаются крайние» (см. также [5]).
2. Доказать, что для любых натуральных m и n
|
(1) |
где
Подобный факт мы использовали недавно при решении трудной задачи
В самом деле, всегда
|
(2) |
поскольку число
|
(3) |
Но из (2) и (3) следует (1). Значит, наше предположение неверно, то есть (1) выполнено.
Неравенство (1) показывает, что число √2 сравнительно плохо приближается дробями с небольшими знаменателями; аналогичное неравенство (только с другим коэффициентом α) выполнено не только для √2, но и для любой «квадратичной иррациональности». Разумеется, (1) выполнено и при всех
[Если при решении этой задачи рассмотреть отдельно случаи
m n |
√2 | ≥ | 1 πn2 |
. |
Оно лишь немного сильнее, чем неравенство (1), поскольку
1 π |
= 0,3183... > 0,3178... = | 1 √3 + √2 |
, |
зато выглядит гораздо эффектнее.
Помню как в мою бытность студентом на лекциях по алгебре наш профессор говорил: «Корень из
3. Найдите предел последовательности
Преобразуем an так:
(√n² + 1 n)n = | n √n² + 1 + n |
= | 1 1 + √1 + 1/n² |
. |
Теперь ясно, что an возрастает и стремится к
В противоположность предыдущему примеру здесь мы имеем дело с хорошим приближением:
4 (M532). Даны две последовательности
В разности
√4n+2 √n √n+1 = | 2n + 1 2√n(n + 1) √4n + 2 + √n + √n + 1 |
= |
= | 1 (√4n + 2 + √n + √n + 1)(2n + 1 + 2√n(n + 1) ) |
≤ |
≤ | 1 (2√n + √n + √n)(2n + 2n) |
= | 1 16n√n |
. |
Заметим, что и эта оценка очень точная. Но убедиться в этом (и вообще исследовать поведение функции с многими радикалами) лучше уже не с помощью алгебраических преобразований, а средствами анализа заменить переменную n на
Мы уже говорили о пользе симметрии в геометрических задачах. Своего рода симметрией в алгебре является замена плюса на минус.
Так, если какое-либо выражение от
(a + b√d)n = p + q√d => (a b√d)n = p q√d. | (4) |
5. Доказать, что уравнение
не имеет решений в рациональных числах x, y, z, t.
Можно, конечно, найти отдельно сумму членов левой части, не содержащих
Слева стоит неотрицательное число, справа отрицательное.
6. Доказать, что существует бесконечно много пар
| x2 2y2 | = 1. | (5) |
Несколько таких пар с небольшими
Рис. 1. Проходят ли эти гиперболы через бесконечное число узлов клетчатой бумаги? |
Найти ответы на эти вопросы нам поможет число
n | (1 + √2)n | xn | yn | xn2 2yn2 | (1 √2)n |
1 | 1 + √2 | 1 | 1 | 1 2 = 1 | 1 √2 |
2 | 3 + 2√2 | 3 | 2 | 9 8 = 1 | 3 2√2 |
3 | 7 + 5√2 | 7 | 5 | 49 50 = 1 | 7 5√2 |
4 | 17 + 12√2 | 17 | 12 | 289 288 = 1 | 17 12√2 |
5 | 41 + 29√2 | 41 | 29 | 1681 1682 = 1 | 41 29√2 |
... | ... | ... | ... | ... | ... |
Видно, что коэффициенты xn, yn в числе
будут давать нужную пару. Доказать это поможет колонка таблицы из сопряжённых чисел (мы снова
Перемножив два последних равенства, получим
x | 2 n |
2y | 2 n |
= (1)n, |
и интересующее нас выражение попеременно равно то 1, то
xn = | (1 + √2)n + (1 √2)n 2 |
, |
yn = | (1 + √2)n (1 √2)n 2√2 |
. |
Можно ли в решении этой задачи про целые числа обойтись без иррациональных чисел
xn+1 = xn + 2yn, yn+1 = xn + yn. | (6) |
До этого рекуррентного соотношения можно было, видимо, догадаться по нескольким первым решениям, а потом проверить, что
| x | 2 n |
2y | 2 n |
| = | x | 2 n+1 |
2y | 2 n+1 |
| . |
Добавив начальное условие
Рекуррентные соотношения типа (6) возникают не только в теории чисел, но и в разных задачах анализа, теории вероятностей. Вот характерный пример комбинаторной задачи такого типа (она предлагалась на последней международной олимпиаде в Лондоне):
7 (М595). В вершине A правильного восьмиугольника сидит лягушка. Из любой вершины восьмиугольника, кроме вершины E, противоположной A, она может прыгнуть в любую из двух соседних вершин. Попав в E, лягушка останавливается и остаётся там. Найти количество em различных способов, которыми лягушка может попасть из вершины A в E ровно за m прыжков.
Если раскрасить вершины восьмиугольника через одну в чёрный и белый цвет (рис. 2), сразу станет ясно, что
|
(7) |
А интересующее нас число e2n равно, очевидно,
а) c1 = 1 |
б) a1 = 2 |
в) an+1 = 2an + 2cn |
г) cn+1 = an + 2cn |
д) e2n = 2cn1 |
Рис. 2. а) | Из A в C за два прыжка можно попасть только одним способом: |
б) | Из A в A за два прыжка можно попасть двумя способами: |
в) | В A можно попасть из C двумя способами и из A двумя способами: |
г) | В C можно попасть из A одним способом и из C двумя: |
д) | В E можно попасть из C двумя способами: |
Как же найти явную формулу для an и cn? Запишем наше рекуррентное соотношение (7) так:
an+1 + cn+1√2 = (an + cn√2)(2 + √2) | (8) |
и как вы уже, конечно, догадались ещё так:
an+1 cn+1√2 = (an cn√2)(2 √2). | (9) |
Отсюда по индукции, пользуясь (7), получаем:
an + cn√2 = (2 + √2)n1 (a1 + c1√2) = (2 + √2)n, |
an cn√2 = (2 √2)n1 (a1 c1√2) = (2 √2)n. |
Поэтому
cn = | (2 + √2)n (2 √2)n 2√2 |
, |
а так как
e2n = | (2 + √2)n1 (2 √2)n1 √2 |
, e2n1 = 0. |
Задача решена. Неясно только, как в этой задаче (и в предыдущей задаче 6) можно было додуматься до формул, содержащих
Однако «сопряжённые числа» возникли бы совершенно автоматически, если бы мы владели началами линейной алгебры (см. [12]), и применили стандартные правила этой науки к решению уравнений (7). Эти правила предлагают сначала выяснить, какие геометрические прогрессии
Неудивительно, что даже самые простые рекуррентные целочисленные последовательности, для которых характеристическое уравнение квадратное с целыми коэффициентами (примеры те же (6) и (7) или последовательность Фибоначчи 1, 1, 2, 3, 5,
Заметим, что большее характеристическое число определяет скорость роста последовательности: при больши́х n в задаче 7
|
en+1 en |
= 2 + √2. |
Для задачи 6 аналогичное наблюдение:
|
xn yn |
= √2. |
Интересное продолжение этого факта мы увидим в следующей задаче с бо́льшим числом «сопряжённых» иррациональностей.
8 (М520). Пусть
где qn, rn, sn и tn целые числа. Найти пределы
|
rn qn |
, |
|
sn qn |
, |
|
tn qn |
. |
Конечно, мы здесь можем выразить
но, наученные опытом, мы уже знаем, что более простые формулы получаются не для самих чисел qn, rn, sn, tn, a для некоторых их комбинаций. Одну такую комбинацию мы уже знаем: это
Нетрудно сообразить, каковы будут другие. Рассмотрим вместе с данным числом
ещё три «сопряжённых»:
Тогда
Мы можем выразить qn, rn, sn, tn через λ1, λ2, λ3, λ4:
qn = | λ1n + λ2n + λ3n + λ4n 4 |
, | sn = | λ1n + λ2n λ3n λ4n 4√3 |
, | |
rn = | λ1n λ2n + λ3n λ4n 4√2 |
, | tn = | λ1n λ2n λ3n + λ4n 4√6 |
. |
Теперь заметим, что
|
rn qn |
= |
|
1 (λ2/λ1)n + (λ3/λ1)n (λ4/λ1)n 1 + (λ2/λ1)n + (λ3/λ1)n + (λ4/λ1)n |
· | 1 √2 |
= | 1 √2 |
. |
Аналогично найдём, что
|
sn qn |
= | 1 √3 |
и |
|
tn qn |
= | 1 √6 |
. |
Мы говорили выше, что сопряжённые числа
9. Написать уравнение с целыми коэффициентами, один из корней которого равен
Возникает подозрение, что вместе с этим числом λ1 уравнению с целыми коэффициентами удовлетворяют и сопряжённые, которые в решении предыдущей задачи мы обозначили λ2, λ3, λ4. Нужное уравнение можно записать так:
то есть
после преобразований получаем
Именно такое уравнение получилось бы в качестве характеристического, если бы мы применили упомянутую мелким шрифтом в конце предыдущего раздела общую теорию к исследованию линейного преобразования
в предыдущей задаче. Заметим, кроме того, что мы на самом деле получили уравнение наименьшей степени (с целыми коэффициентами) с корнем
Мы разобрали несколько примеров, в которых затрагивались пограничные вопросы алгебры, математического анализа и теории чисел. (Каждому направлению, которое мы наметили, можно было бы посвятить более подробную статью в «Кванте»!) В заключение покажем ещё, как можно смотреть на основных героев статьи «сопряжённые числа» с чисто алгебраической точки зрения.
Предположим, что у нас есть множество P чисел (или выражений с буквами, или ещё
При
В новом поле P1 «квадратичном расширении» поля P есть интересное отображение
λ + μ = λ + μ; λ · μ = λ · μ; | (10) |
Это отображение является частным случаем так называемых автоморфизмов Галуа расширения P1 поля P.
В задачах 8 и 9 мы видели пример «двукратного» расширения присоединения √2 и затем √3, в результате которого получилось поле с бо́льшим количеством автоморфизмов Галуа: кроме тождественного отображения, их уже три
и их «взаимодействие» устроено так же, как во множестве самосовмещений прямоугольника.
Оказывается, к основному полю можно присоединять корни любого алгебраического уравнения. Автоморфизмы возникающего нового поля предмет одной из красивейших ветвей алгебры
Мы закончим эту статью набором задач, в основном продолжающих уже затронутые темы, но требующих иногда и новых соображений, и обещанным списком литературы.
1. | Что больше: | ||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Докажите, что при всех положительных x
| ||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Постройте график функции
| ||||||||||||||||||||||||||||||
4. | В формуле
В этой формуле снова заменим нижний √2 на | ||||||||||||||||||||||||||||||
5. | Докажите, что уравнения | ||||||||||||||||||||||||||||||
6. | Докажите, что функция | ||||||||||||||||||||||||||||||
7. | а) Докажите, что для любого натурального n
б) Докажите, что последовательность
убывает и стремится к пределу. | ||||||||||||||||||||||||||||||
8. | а) Докажите, что последовательность б) Каковы первые 100 десятичных знаков после запятой в записи числа | ||||||||||||||||||||||||||||||
9. | Докажите, что для любого натурального d, не являющегося полным квадратом, найдётся такое α, что для любых
| ||||||||||||||||||||||||||||||
10. | Докажите, что при любом натуральном n число | ||||||||||||||||||||||||||||||
11. | Докажите, что для любого числа
| ||||||||||||||||||||||||||||||
12. | Докажите, что последовательность | ||||||||||||||||||||||||||||||
13. | Составьте квадратное уравнение с целыми коэффициентами, один из корней которого | ||||||||||||||||||||||||||||||
14. | Составьте уравнение 4-й степени с корнями
| ||||||||||||||||||||||||||||||
15. | Освободитесь от иррациональности в знаменателе:
| ||||||||||||||||||||||||||||||
16. | Лягушка может прыгнуть из каждой вершины правильного треугольника ABC в любую из двух других вершин. Найдите число an способов, которым она может совершить прогулку из n прыжков, начинающуюся и заканчивающуюся в вершине A. Докажите, что существует предел |
1. | Л. Курляндчик, А. Лисицкий. «Суммы и произведения» («Квант», 1978, № 10). назад к тексту |
2. | Второе решение задачи М514 («Квант», 1979, № 5, с. 26). назад к тексту |
3. | Р. Нивен. «Числа рациональные и иррациональные» (М., «Мир», 1966). назад к тексту |
4. | Д. Фукс, М. Фукс. «О наилучших приближениях» («Квант», 1971, № 6, № 11) и «Рациональные приближения и трансцендентность» («Квант», 1973, № 1). назад к тексту |
5. | Н. Васильев, В. Гутенмахер. «Прямые и кривые» (М., «Наука», 1978), |
6. | А. Н. Маркушевич. «Ряды» (М., «Наука», 1979). назад к тексту |
7. | Избранные задачи из журнала American Mathematical Monthly (М., «Мир», 1977), |
8. | Л. Курляндчик, Г. Розенблюм. «Метод бесконечного спуска» («Квант», 1978, № 1). назад к тексту |
9. | В. Березин. «Филлотаксис и последовательность Фибоначчи», («Квант», 1979, № 5, с. 53). назад к тексту |
10. | Н. Н. Воробьев. «Числа Фибоначчи» (Популярные лекции по математике, вып. 6) (М., «Наука», 1978). назад к тексту |
11. | А. И. Маркушевич. «Возвратные последовательности» (Популярные лекции но математике, вып. 1) (М., «Наука», 1978). назад к тексту |
12. | Л. И. Головина. «Линейная алгебра и некоторые её приложения» (М., «Наука», 1979). назад к тексту |
13. | М. М. Постников. «Теория Галуа» (М., Физматгиз, 1963). назад к тексту |
14. | Ван-дер-Варден. «Алгебра» (М., «Наука», 1976). назад к тексту |