Цель доказательства убедиться в том, что теорема Пифагора верна для всех прямоугольных треугольников. Треугольник, изображенный на рисунке слева, может быть любым прямоугольным треугольником, так как длины его сторон не указаны, а обозначены буквами x, y и z. Справа из четырех одинаковых прямоугольных треугольников и наклоненного квадрата составлен квадрат больших размеров. Площадь большего квадрата ключ к доказательству.
Площадь большого квадрата можно вычислить двумя способами.
1-й способ. Измеряем площадь большого квадрата как единой фигуры. Длина каждой стороны равна
2-й способ. Измеряем площадь каждого элемента большого квадрата. Площадь каждого треугольника равна
Раскроем скобки и упростим полученные выражения:
Члены 2xy, стоящие в левой и правой частях равенства, взаимно уничтожаются, и мы получаем
Это и есть теорема Пифагора!
Приведенное доказательство остается в силе для любых прямоугольных треугольников. Длины сторон треугольника в нашем доказательстве обозначены буквами x, y и z, которые могут быть длинами сторон любого прямоугольного треугольника.
Цель Евклида состояла в доказательстве того, что число √2 не представимо в виде дроби. Поскольку Евклид использовал доказательство от противного, первый шаг состоял в предположении, что верно противоположное утверждение, т.е. что число √2 представимо в виде некоторой неизвестной дроби. Запишем эту дробь в виде
Прежде чем приступать к самому доказательству, необходимо напомнить некоторые основные свойства дробей и четных чисел.
1) | Если взять любое число и умножить его на 2, то произведение должно быть четным. По существу, это определение четного числа. |
2) | Если квадрат некоторого числа четен, то и само число должно быть четным. |
3) | Наконец, дроби можно сокращать: 16/24 это то же самое число, что и 8/12. Чтобы убедиться в этом разделите числитель и знаменатель дроби 16/24 на общий множитель 2. Кроме того, число 8/12 это же самое, что и 4/6, а 4/6 это же самое, что и 2/3. Дробь 2/3 не подлежит дальнейшему сокращению, так как 2 и 3 не имеют общих множителей. Дробь невозможно сокращать до бесконечности. |
Напомним, что по мнению Евклида число √2 не представимо в виде дроби. Но поскольку Евклид использовал доказательство от противного, он начал с предположения, что дробь
Возводя обе части равенства в квадрат, получаем
После несложного преобразования запишем это равенство в виде
Из 1) мы знаем, что число p2 должно быть четным. Кроме того, из 2) нам известно, что число p также должно быть четным. Но если p четно, то, как следует из 1), его можно записать в виде 2m, где m некоторое другое целое число. Подставляя
Сокращаем правую и левую части равенства на 2:
Рассуждая так же, как прежде, заключаем, что число q2 должно быть четным. Значит, и само число q должно быть четным. Но если это так, то q можно записать в виде
Дробь 2m/2n можно сократить, разделив числитель и знаменатель на 2:
Мы получаем дробь
Обозначим продолжительность жизни Диофанта через L. Из загадки нам известно, как протекала жизнь Диофанта: 1/6 жизни, т.е.
Таким образом, продолжительность жизни Диофанта L можно записать в виде суммы:
Отсюда
Чтобы взвесить любое целое число килограммов от 1 до 40, по мнению большинства людей необходимо иметь 6 гирь: 1, 2, 4, 8, 16 и 32 кг. Действительно, такой набор гирь позволяет взвесить любой груз от 1 до 40 кг, помещая его на одну чашу весов и ставя на другую следующие комбинации гирь:
Но грузы можно взвешивать и
Пифагоровой тройкой называется такой набор из трех целых чисел, что сумма квадратов двух из них равна квадрату третьего числа. Евклид сумел доказать, что существует бесконечно много таких пифагоровых троек.
Предложенное Евклидом доказательство начинается с наблюдения: разность квадратов последовательных целых чисел всегда равна какому-нибудь нечетному числу:
12 1 | 22 4 | 32 9 | 42 16 | 52 25 | 62 36 | 72 49 | 82 64 | 92 81 | 102 100 | ... ... |
|||||||||||||||||||
\ / 3 |
\ / 5 |
\ / 7 |
\ / 9 |
\ / 11 |
\ / 13 |
\ / 15 |
\ / 17 |
\ / 19 |
... |
Прибавив каждое из бесконечного множества нечетных чисел к соответствующему квадрату, мы получим другой квадрат. Некоторые нечетные числа, составляющие часть всех нечетных чисел, сами являются квадратами (например, 32, 52, 72 и т.д.). Следовательно, существует бесконечно много нечетных квадратов, которые можно прибавить к квадрату и получить другой квадрат. Иначе говоря, существует бесконечно много пифагоровых троек.
Гипотеза о трех точках утверждает, что невозможно построить точную диаграмму так, чтобы на каждой прямой было по крайней мере три точки. Хотя это доказательство требует минимальных познаний в математике, оно опирается на некоторую геометрическую «гимнастику», и поэтому следует тщательно продумать каждый его шаг.
Начнем с произвольно расположенных точек. Проведем через каждую точку прямые, соединяющие ее со всеми остальными точками. Затем для каждой точки измерим расстояние, отделяющие ее от ближайшей прямой, и найдем ту из точек, которая ближе, чем все остальные, находится от некоторой прямой.
На рисунке внизу изображена такая точка D, которую от прямой L отделяет самое короткое расстояние. На рисунке это расстояние показано штриховой линией. Оно короче, чем расстояние, отделяющее любую другую точку от ближайшей к ней линии. Теперь можно показать, что на прямой L всегда лежат только две точки и что, следовательно, гипотеза верна, т.е. невозможно построить точечную диаграмму так, чтобы на каждой прямой лежали три точки.
Чтобы показать, что на прямой L должны лежать две точки, рассмотрим, что случилось бы, если бы на ней оказалось третья точка. Если бы третья точка DA лежала на прямой L вне двух точек, через которые она проходит, то расстояние, показанное пунктирной линией, было бы короче расстояния, показанного штриховой линией. Между тем это расстояние по предположению, наименьшее из всех кратчайших расстояний, отделяющих точку диаграммы от линии. Следовательно, точка DA существовать не может.
Аналогично, если бы третья точка DB оказалась на прямой между двумя точками, то расстояние, показанное пунктиром, оказалось бы короче расстояния, показанного штрихом, по предположению наименьшего из кратчайших расстояний от точки диаграммы до прямой.
Следовательно, для каждой конфигурации всегда существует по крайней мере эта прямая, которой принадлежат только две точки диаграммы, и гипотеза верна.
Приведем классический пример того, как легко, начав с очень простого утверждения и сделав всего лишь несколько, казалось бы, прямых и вполне логичных шагов, показать,
Начнем с невинного утверждения о том, что
Умножив обе части равенства на a, получим:
Добавив к обеим частям равенства по
Это равенство можно упростить:
Наконец, сокращая это выражение на
Исходное утверждение казалось совершенно безвредным (и на самом деле оно не таит в себе ничего плохого), но, производя шаг за шагом преобразования равенства
Такого рода тонкая ошибка типична для просчетов, допущенных многими соискателями премии Вольфскеля.
Величественное здание арифметики опирается на следующие аксиомы.
1. | Для любых чисел m и n |
2. | Для любых чисел m, n и k |
3. | Для любых чисел m, n и k |
4. | Существует число 0, такое, что для любого числа n |
5. | Существует число 1, такое, что для любого числа n |
6. | Для любого числа n существует другое число k, такое, что |
7. | Для любых чисел m, n и k |
Исходя из этих аксиом, можно доказать другие правила арифметики. Например, используя только приведенные выше аксиомы и не прибегая ни к каким другим допущениям, мы можем строго доказать правило, которое кажется очевидным и заключается в следующем:
Прежде всего, пусть
Аксиома 6 гарантирует, что существует число l, такое, что
Но по аксиоме 2
Принимая во внимание, что
Аксиома 4 позволяет нам утверждать то, что требовалось доказать, а именно:
Однажды утром
Проанализируем выбор цели, который предстоит сделать мистеру Блэку.
Для мистера Блэка лучше, если он прицелится в мистера Уайта. Если мистер Блэк попадает в цель, то право следующего выстрела перейдет к мистеру Грею. Мистер Грей попадает в цель только в двух случаях из трех, поэтому у мистера Блэка есть шанс остаться в живых, произвести ответный выстрел в мистера Грея и, возможно, выиграть труэль.
На первый взгляд кажется, что мистеру Блэку следует остановить свой выбор на втором варианте труэли. Однако существует третий, еще лучший выбор. Мистер Блэк может выстрелить в воздух. Право следующего выстрела переходит к мистеру Грею, который стреляет в мистера Уайта как более опасного оппонента. Если мистер Уайт остается в живых, то он стреляет в мистера Грея как более опасного противника. Стреляя в воздух, мистер Блэк предоставляет мистеру Грею исключить мистера Уайта.
Третий вариант наилучшая стратегия для мистера Блэка. Мистер Грей или мистер Уайт в конечном счете погибает, после чего мистер Блэк стреляет в того из них, кто остается жив. Выстрелом в воздух мистер Блэк изменяет ситуацию: вместо первого выстрела в труэли он производит первый выстрел в дуэли.
В математике важно иметь точные формулы, позволяющие вычислять сумму различных последовательностей чисел. В данном случае мы хотим вывести формулу, дающую сумму первых n натуральных чисел.
Например, «сумма» всего лишь одного первого натурального числа 1 равна 1; сумма двух первых натуральных чисел 1+2 равна 3, сумма первых трех натуральных чисел 1+2+3 равна 6, сумма первых четырех натуральных чисел 1+2+3+4 равна 10
Возможно, что требуемая формула имеет вид
Иначе говоря, если требуется найти сумму n первых натуральных чисел, то нужно просто подставить число n в приведенную выше формулу и получить ответ.
Доказательство по индукции позволяет убедиться в том, что эта формула дает правильный ответ при любом натуральном числе от 1 до бесконечности. Первый шаг состоит в том, чтобы показать, что формула работает в первом случае, при
Следующий шаг в доказательстве по индукции заключается в том, чтобы показать, что если формула верна при
то
После преобразования членов в правой части получаем
Важно отметить, что последняя формула «устроена» точно так же, как исходная формула с той лишь разницей, что там, где в исходной формуле стоит n, в новой формуле стоит
При создании книги я опирался на многие книги и статьи. Помимо тех источников, которыми я пользовался при написании каждой главы, мною указаны материалы, которые могут представить интерес как для обычного читателя, так и для специалиста. В тех случаях, когда заголовок источника не позволяет судить о том, какое отношение данный источник имеет к теме книги, я счел возможным пояснить содержание источника одной или двумя фразами.
1 | Bell Е. Т. The Last Problem. Mathematical Association of America, 1990. |
2 | Ralph L. Pythagoras A Short Account of His Life and Philosophy. Krikos, 1961. |
3 | German P. Pythagoras A Life. Routledge and Paul Kegan, 1979. |
4 | Heath Th. A History of Greek Mathematics. Vol. 1, 2. Dover, 1981. |
5 | Gardner M. Mathematical Magic Show. Knopf, 1977. |
6 | Stollum H.-H. River meandering as a self-organization process // Science, 1996. Vol. 271, |
1 | Mahoney M. The Mathematical Career of Pierre de Fermat. Princeton University Press, 1994. |
2 | Huffman P. Archimedes' Revenge. Penguin, 1988. |
1 | Bell Е. Т. Men of Mathematics. Simon and Schuster, 1937. |
2 | Lloyd M., Dybas H. S. The periodical cicada problem // Evolution, 1966. Vol. 20, |
3 | Osen L. M. Women in Mathematics. MIT Press, 1994. |
4 | Peri Т. Math Equals: Biographies of Women Mathematicians + Related Activities. Addison-Wesley, 1978. |
5 | Mozans H.J. Women in Science. D.Appleton and Co, 1913. |
6 | Dahan D. A. Sophie Germain // Scientific American, December 1991. |
7 | Edwards H. M. Fermat's Last Theorem. A Genetic Introduction to Algebraic Number Theory. Springer, 1977. |
8 | Burton D. Elementary Number Theory. Allyn & Bacon, 1980. |
9 | Lame G. Note au sujet de la demonstration du theoreme de Fermat // C. R. Acad. Sci., Paris, 1847. Vol. 24, P. 352. |
10 | Kummer Е. Е. Extrait d'une lettre de M. Kummer a M. Liouville // J. Math. Pures et Appl., 1847. Vol. 12, P. 136. Также см. Kummer Е. Е. Collected Papers. Vol. 1 (Ed. by A. Weil) Springer, 1975. |
11 | Lines M. Е. A Number for Your Thoughts. Adam Hilger, 1986. |
1 | Davis P. J., Chinn W. О. 3,1415 and All That. Birkhäuser, 1985. |
2 | Wells D. The Penguin Dictionary of Curious and Interesting Numbers. Penguin, 1986. |
3 | Wells D. The Penguin Dictionary of Curious and Interesting Puzzles. Penguin, 1982. |
4 | Loyd S. Ju. Sam Loyd and his Puzzles. Barse and Co, 1928. |
5 | Loyd S. Mathematical Puzzles of Sam Loyd. Ed. By Martin Gardner. Dover, 1959. |
6 | Northropp Е. P. Riddles in Mathematics. Van Nostrand, 1944. |
7 | Lodge D. The Picturgoers. Penguin, 1993. |
8 | Ribenboim P. 13 Lectures on Fermat's Last Theorem. Springer, 1980. |
9 | Devlin К. Mathematics: The Science of Patterns. Scientific American Library, 1994. |
10 | Devlin К. Mathematics: The New Golden Age. Penguin, 1990. |
11 | Stewart I. The Concepts of Modern Mathematics. Penguin, 1995. |
12 | Russell В., Whitehead A. N. Principia Mathematica. 3 Vols. Cambridge University Press, 19101913. |
13 | Kreisel G. Kurt Gödel. In: Biographical Memoirs of the Fellows of the Royal Society, 1980. |
14 | Hardy G. H. A Mathematician's Apology. Cambridge University Press, 1940. |
15 | Hodges A. Alan Turing: The Enigma of Intelligence. Unwin Paperbacks, 1983. |
1 | Shimura G. Yutaka Taniyama and his time. Bulletin of the London Mathematical Society, 1989. Vol. 21, P. 186196. |
2 | Frey G. Links between stable elliptic curves and certain diophantine equations // Ann. Univ. Sarav. Math. Ser., 1986. Vol. 1, P. 140. |
1 | Rothmans Т. Genius and Biographers: the Fictionalization of Evariste Galois // Amer. Math. Monthly, 1982. Vol. 89, P. 84106. |
2 | Depny P. La vie d'Evariste Galois // Annales Scientifiques de 1'Ecole Normale Superieure, 1986. Vol. 13, P. 197266. |
3 | Dumas A. Mes Memoirs. Editions Gallimard, 1967. |
4 | Van der Poorten A. Notes on Fermat's Last Theorem. Wiley, 1996. |
1 | Gelbart S. An elementary introduction to the Langlands programme // Bulletin of the American Mathematical Monthly, 1984. Vol. 10, P. 177219. |
2 | Wiles A. Modular elliptic curves and Fermat's Last Theorem // Ann. of Math., 1995. Vol. 142, P. 443551. |
3 | Taylor R., Wiles A. Ring-theoretic properties of certain Hecke algebras // Ann. of Math., 1995. Vol. 142, P. 553572. |
1 | Stewart I. How to succeed in stacking // New Scientist, 13 July 1991, P. 2932. |
2 | Morgan J. The death of proof // Scientific American, October 1993, P. 7482. |
3 | Appel K., Haken W. The solution of the four-color-map problem // Scientific American, October 1977. P. 108121. |
4 | Saaty T. L., Kainen P. C. The Four-Color Problem: Assaults and Conquest. McGraw-Hill, 1977. |
5 | Davis O. J., Hersh R. The Mathematical Experience. Penguin, 1990. |